Legal Alert: February 2019

SIGNUM regularly provides Legislative/Regulatory Alerts to keep Clients informed about important laws and regulatory changes in the Republic of Kazakhstan (“RK”). This Alert includes recent developments introduced in January-February 2019 related to:

  1. Notary deposit
  2. Sanctioning seizure of money
  3. Writ proceedings
  4. Out-of-court settlement
  5. Arbitration
  6. Land
  7. Criminal liability
  8. Administrative liability
  9. Licensing
  10. Drafting legal acts
  11. Audit


The following changes were introduced to the legislation of the Republic of Kazakhstan with respect to protection of proprietary rights, arbitration , judicial burden optimization and further humanization of criminal law1:

Notary deposit

A debtor has the right to place indebted money in a deposit in the name of a notary if parties provide for such clause in notarized agreement between a debtor and a creditor. Such novelty allows the debtor an alternative option for debt settlement before the creditor – though the public notary and, among others, relieve oneself from indebtedness before the missing creditor.

Sanctioning a seizure of money

As from 24 April 2019, sanctioning a seizure of money of individuals and legal entities held in bank accounts will be granted by the prosecutor instead of courts in cases as provided under criminal procedure and civil procedure laws.

Writ proceedings

The list of claims brought under court order procedure was expanded. Such claims include collecting customs, tax and other payments from individuals, mandatory pension contributions, performance of dispute settlement by way of mediation under agreements related to commercial, investment activities, protection of intellectual property rights as part of pre-trial settlement.

Out-of-court settlement

The judge returns a claim if a claimant in addition to pre-trial settlement did not follow an out-of-court settlement procedure provided for by an agreement between parties and such procedure is still available.

Arbitration

  • A court refuses to issue an enforcement order under arbitral award, if a party against which the arbitral award was made submits to the court an evidence that the arbitration agreement is invalid according to the laws of the state to which the parties have subordinated it, and in the absence of such indication according to the law of the country where the decision was made (previously the applicable law was law of the Republic of Kazakhstan).
  • A court has the right, upon request of one of the parties, to suspend for a certain period proceeding on cancellation of an arbitral award in order to resume the arbitral proceedings or take other measures to eliminate the grounds for cancellation of the award. If the arbitrators make a new award, the party has a right to apply for cancellation of the award in part related to the new award or changes in the initial award within a period established by the court without submitting a claim.
  • Arbitration can be started and decision on it can be made prior to determination of jurisdiction of the arbitral tribunal.
  • Powers of the Arbitration Chamber now include the issue of expert opinions as recommendations on specific matters issues of arbitration.
  • During the arbitral proceedings, a party may change or increase its claim or objections against claim.
  • A court does not reconsider an arbitration award on the merits when considering a petition for cancellation of the award.


Regulation of arbitration in terms of applicable law, possibility of commencing a trial before determining jurisdiction, as well as changing and supplementing claims or objections have significantly improved. These changes can significantly affect the motivation of parties to include arbitration clause in their agreements.

Land

It was clarified that a compulsory alienation of land for state needs may be in respect of land plots that are in private ownership or were granted for use by the state.

Criminal liability

Criminal liability for employees of companies was reduced if damage is voluntary recovered. Such changes could create favorable conditions for attracting qualified workers to managerial positions.

  • For a criminal offense a foreigner may be expelled from the Republic of Kazakhstan as main punishment.
  • If a director of a company or individual entrepreneur does not repatriate money from abroad in large scale when it is mandatory for the first time and eventually repatriated, then such person is released from criminal liability.
  • An accountant is exempted from criminal liability for evading documenting of information in accounting, entering false data about company's business and financial activities in accounting documentation, as well as for destroying accounting documentation if these acts were accountant committed for the first time and the damage is voluntarily recovered.
  • A bank employee is exempted from criminal liability for using bank funds, issuing a deliberately irrevocable loan, making knowingly unprofitable transactions for the bank, knowingly incorrect or untimely transfer of money that caused major damage if these acts were committed for the first time and the damage was voluntarily recovered.
  • If tax debt is voluntary paid, a company and/or its responsible person is exempted from criminal liability. Previously, persons for such a criminal offense were exempted from liability only if the act was committed for the first time.


Administration liability

Administrative fine for issuing a fictitious invoice has increased. Previously the fine was up to 200% of the VAT amount, and now is up to 300% of VAT amount.

Licensing

There is no need now to obtain a license for property valuation and a license for intellectual property assets valuation value of intangible assets.

Drafting legal acts

Drafting legal acts in the field of business requires the participation of representatives of the National Chamber of Entrepreneurs of the Republic of Kazakhstan (“NCE RK”) and accredited associations of private entrepreneurship entities.

Participation of the NCE RK in drafting regulatory legal acts in the field of business will have a positive effect on entrepreneurship in the Republic of Kazakhstan due to constant contact of the chamber with the business community of Kazakhstan.

Audit2

Currently there is no requirement to certify an audit report with signature, personal stamp of an auditor and a stamp of an audit organization.

Information contained in this Client Update is of general nature and cannot be used as legal advice or recommendation. Please note that Kazakhstan is an emerging economy, and its legislation and legal system are in constant development. Should you have any questions or want to discuss matters addressed in this Client Update, please contact us.

  1. Law of the RK No. 217-VI dated 21 January 2019 “On Amendments to Certain Legislative Acts of the Republic of Kazakhstan on Strengthening the protection of Property Rights, Arbitration, optimization of courts’ workload and further humanization of Criminal Legislation”. Entered into force on 2 February 2019.
  2. Decree of the Minister of Finance of the Republic of Kazakhstan dated 16January 2019 No. 21 On Amending the Decree of the Minister of Finance of the Republic of Kazakhstan dated 30 April 2015 No. 293 “On Approval of the Rules for Tax Audit and Providing an Tax Audit Report”. Entered into force on 7 February 2019.

Нововведения в законодательстве: Февраль 2019

SIGNUM регулярно публикует обзоры с целью информирования Клиентов о важных нормативно-правовых изменениях в Республике Казахстане («РК»). Этот обзор включает в себя последние нововведения, принятые в январе-феврале 2019 г. по следующим вопросам:

  1. Нотариальный депозит;
  2. Санкционирование ареста на деньги;
  3. Приказное производство;
  4. Внесудебное урегулирование;
  5. Арбитраж;
  6. Земельные вопросы;
  7. Уголовная ответственность;
  8. Административная ответственность;
  9. Лицензии;
  10. Нормативные правовые акты;
  11. Аудиторская деятельность.


Были внесены следующие изменения в законодательство РК с целью усиления защиты права собственности, улучшению арбитража, оптимизации судебной нагрузки и дальнейшей гуманизации уголовного законодательства1:

Нотариальный депозит

Должник вправе поместить свою задолженность на депозит на имя нотариуса, если такая оговорка будет в нотариально удостоверенном договоре между должником и кредитором. Данное нововведение предоставляет должнику альтернативную возможность погасить долг перед кредитором – через нотариуса и снять с себя задолженность, к примеру, перед отсутствующим кредитором.

Санкционирование ареста денег

Санкционирование ареста денег граждан и юридических лиц, находящихся на банковских счетах, с 24 апреля 2019 года будет осуществляться не судами, а прокурором, в порядке и по основаниям, установленным уголовно-процессуальным и гражданским процессуальным законодательством.

Приказное производство

Был расширен список требований, по которым выносится судебный приказ в рамках приказного производства. К таким требованиям относятся взыскания по таможенным, налоговым и другим платежам с физических лиц, обязательные пенсионные отчисления, исполнение соглашений по спорам в порядке медиации, связанным с предпринимательской, инвестиционной деятельностью, в сфере защиты прав на интеллектуальную собственность, в процессах досудебного урегулирования.

Внесудебное урегулирование

Судья возвращает исковое заявление в случае, если истцом, помимо досудебного, не соблюден предусмотренный договором сторон порядок внесудебного урегулирования спора и возможность применения этого порядка не утрачена.

Арбитраж

  • Суд выносит определение об отказе в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение арбитражного решения, если сторона, против которой было принято арбитражное решение, представит в суд доказательства того, что арбитражное соглашение недействительно по законам государства, которым стороны его подчинили, а при отсутствии такого указания - по закону страны, где решение было вынесено (ранее по законам Республики Казахстан).
  • Суд вправе по обращению одной из сторон приостановить на установленный срок производство по ходатайству об отмене арбитражного решения для возобновления арбитражного разбирательства либо принятия иных мер, позволяющих устранить основания для отмены арбитражного решения. Если арбитры выносят новое решение, сторона вправе в течение установленного судом срока без представления искового заявления ходатайствовать об отмене решения в части, относящейся к возобновленному арбитражному разбирательству или изменениям в первоначальном решении.
  • Можно начать арбитражное разбирательство и вынести по нему решение до определения подсудности арбитражным судом.
  • В полномочия Арбитражной палаты теперь входит представление экспертных заключений по отдельным вопросам арбитража в качестве рекомендаций.
  • В ходе арбитражного разбирательства сторона вправе изменить или дополнить свои исковые требования или возражения против иска.Суд не пересматривает решение арбитража по существу при рассмотрении ходатайства об отмене арбитражного решения, отказа в выдаче исполнительного листа.
  • Суд не пересматривает решение арбитража по существу при рассмотрении ходатайства об отмене арбитражного решения, отказа в выдаче исполнительного листа.


Значительно улучшились условия арбитражного разбирательства в части применимого права, возможности начать разбирательство до определения подсудности, а также изменении и дополнении исковых требований или возражений. Данные изменения могут существенно повлиять на мотивацию сторон включать арбитражные оговорки в свои соглашения.

Земельные вопросы

Уточнено, что принудительные отчуждение земельного участка для государственных нужд может быть в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности или на праве землепользования, полученного от государства.

Уголовная ответственность

Снижена уголовная ответственность для работников компаний путем возможности добровольного возмещения ущерба. Такие изменения могут создать благоприятные условия для привлечения квалифицированных работников на управленческие позиции.

  • За совершение уголовного проступка иностранец может быть выдворен за пределы РК в качестве основного вида наказания.
  • В случае если директором компании или ИП, не выполнившими требования репатриации национальной и/или иностранной валюты и не вернувшими из-за границы денежные средства, подлежащие обязательному зачислению на счет в банке в тенге или иностранной валюте в крупном размере, но впервые совершившим такое деяние, возвращаются средства на счет в банке, то такое лицо освобождается от уголовной ответственности.
  • Бухгалтер освобождается от уголовной ответственности за уклонение от документирования необходимых сведений в бухгалтерском учете, внесения ложных данных о хозяйственной и финансовой деятельности компании в бухгалтерскую документацию, а также за уничтожение бухгалтерской документации в случае, если бухгалтер совершил данное деяние впервые и добровольно возместил ущерб.
  • Работник банка освобождается от уголовной ответственности за использование средств банка, выдачи заведомо безвозвратного кредита, совершения заведомо невыгодных для банка сделок, заведомо неправильное или несвоевременное перечисление денег, повлекшее крупный ущерб, если деяние было совершено впервые, и ущерб был добровольно возмещен.
  • В случае добровольной уплаты задолженности по налогам, компания и/или ее ответственное лицо освобождаются от уголовной ответственности. Ранее лица по такому уголовному правонарушению освобождались от ответственности только в случае, если деяние было совершено впервые.


Административная ответственность

Повысилась ответственность за выписку фиктивного счета-фактуры, которая ранее составляла 200% от суммы НДС, а теперь составляет 300% от суммы НДС для крупных компаний.

Лицензии

Исключены требования получения лицензии на осуществление деятельности по оценке имущества и лицензии на осуществление деятельности по оценке объектов интеллектуальной собственности, стоимости нематериальных активов.

Нормативные правовые акты

В разработке нормативных правовых актов в области бизнеса обязательно участие представителей Национальной палаты предпринимателей РК («НПП РК») и аккредитованных объединений субъектов частного предпринимательства.

Участие НПП РК в разработке нормативных правовых актов в сфере бизнеса может благоприятно сказаться на условиях предпринимательства в РК, ввиду постоянного контакта палаты с бизнес сообществом Казахстана.

Аудиторская деятельность2

Теперь нет необходимости при подписании аудиторского заключения заверять его личной печатью аудитора - исполнителя и печатью аудиторской организации.

Информация, содержащаяся в настоящем Обзоре, - общего характера и не может быть использована как юридическая консультация или рекомендация. Пожалуйста, имейте в виду, что Казахстан является развивающейся экономикой, и законодательство и правовая система находятся в постоянном развитии. В случае возникновения каких-либо вопросов в отношении информации, изложенной в настоящем Обзоре, пожалуйста, обращайтесь к нам – мы будем рады обсудить их с Вами.

  1. Закон Республики Казахстан от 21 января 2019 года № 217-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам усиления защиты права собственности, арбитража, оптимизации судебной нагрузки и дальнейшей гуманизации уголовного законодательства». Вступил в силу 2 февраля 2019 года.
  2. Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 16 января 2019 года № 21 О внесении изменений в приказ Министра финансов Республики Казахстан от 30 апреля 2015 года № 293 «Об утверждении Правил проведения аудита по налогам и предоставления аудиторского заключения по налогам». Вступил в силу 7 февраля 2019 года.