Legal Alert: January 2019

SIGNUM regularly provides Legislative/Regulatory Alerts to keep Clients informed about important laws and regulatory changes in the Republic of Kazakhstan (“RK”). This Alert includes recent developments introduced in January 2019 related to:

  1. Property Rights, Arbitration, optimization of courts’ workload and further Humanization of Criminal Legislation
  2. Advertisement
  3. AIFC Private Equity Fund
  4. Tenge base rate

1. Property Rights, Arbitration, optimization of courts’ workload and further Humanization of Criminal Legislation

The Law1 signed by the President of the RK on 21 January 2019 in addition to numerous editorial changes, introduces significant amendments to a variety of laws, including:

  • LLP Law2 – the net profit of an LLP can now be distributed between its participants (shareholders) based on the quarter-end, half-year-end and year-end financial results;
  • Law “On State Registration of Legal Entities”3 – a legal entity can now be denied re-registration by justice authorities in the event such legal entity or its sole participant (shareholder) is dormant;
  • Law “On State Registration of Immovable Property Rights” – legal claims over immovable property may be released at the request of interested parties in the following cases: i) if circumstances which served as a basis for registration of a legal claim are no longer available; ii) at the request of an interested party subject to consent of the person who initiated registration of the legal claim.. If after three years from the date of the state registration the legal claim was not released, the state registration will be deemed terminated;
  • Law “On banks and banking activities in the RK” – as from 2 February 2019 second-tier banks will be prohibited from charging interest accrued after 180 days overdue on mortgage loans;
  • Law “On the National Bank of the RK”- The National Bank is now authorized to cooperate with central banks, regulatory government agengies of other jurisditions, international and other organizations by exchanging confidential information that constitutes a trade secret in the securities market, bank secrecy, insurance secrets or other secrets protected by the law, which are required for monitoring and oversight functions;
  • Law “On State Property” – some changes were introduced to the procedure for alienation of the land for public use;
  • Law "On Enforcement Proceedings and Enforcement Officers" – some significant changes were introduced, including provisions setting out a procedure for compulsory appearance of debtors, preventing application of levies on various types of cash and assets, and others;
  • Law “On Arbitration” – novelties were introduced in relation to the arbitration proceedings.

2. Advertisement4

The new legislation prohibits posting an information about goods (works, services) for the purpose of sale with the price (tariffs, pricing, rates) indicated other than a national currency.

Violation of the foregoing requirement leads to an administrative fine of up to 200 MCI5 for large scale entities.

3. AIFC Fund6

As part of the Joint Action Plan of the Government of the RK and the National Bank of the RK on Establishment and Long-term Development of the Astana International Financial Center (AIFC) a Private Equity Fund will be set up based in the AIFC (the “Fund”).

The English law governed Fund will increase an efficiency of the AIFC and give foreign investors the level of confidence they need.

The Fund will focus on investing in breakthrough projects in non-resource sectors of the economy with a mandatory co-financing obligation.

4. Tenge base rate

The National Bank of Kazakhstan retained the tenge base rate at 9.25% with a fixed interest rate in January 20197.

Any further decisions on the tenge base rate will be made based on dynamics of actual inflation, its forecast values and the extent to which risk scenarios will be implemented.

Information contained in this Client Update is of general nature and cannot be used as legal advice or recommendation. Please note that Kazakhstan is an emerging economy, and its legislation and legal system are in constant development. Should you have any questions or want to discuss matters addressed in this Client Update, please contact us.

  1. Law of the RK No. 217-VI dated 21 January 2019 “On Amendments to Certain Legislative Acts of the Republic of Kazakhstan on Strengthening the protection of Property Rights, Arbitration, optimization of courts’ workload and further humanization of Criminal Legislation”.
  2. Law of the RK No. 220-I dated 22 April 1998 “On limited and additional liability partnerships”.
  3. Law of the RK No. 2198 dated 17 April 1995 “On State Registration of legal entities and Registration of branches and representative offices”.
  4. Law of the RK No. 215-VI dated 8 January2019 “On Amendments to Certain Legislative Acts of the Republic of Kazakhstan on Advertisement issues”. Entered into force on 20 January 2019.
  5. Monthly calculation index for calculation of benefits and other social payments, penalties, taxes and other payments in accordance with the legislation of the RK for 2019 is KZT 2,525.
  6. Decree of the Government of the RK No.18 dated 25 January 2019 “On Amendments to the Decree of the Government of the Republic of Kazakhstan No. 393 dated 30 May 2015 «On the Joint Action Plan of the Government of the RK and the National Bank of the RK on the establishment and development of the Astana International Financial Center (AIFC) for the long term perspective».
  7. Press Release of the National Bank of the RK No.1 dated 14 January 2019.

Нововведения в законодательствe: Январь 2019

SIGNUM регулярно публикует обзоры с целью информирования Клиентов о важных нормативно-правовых изменениях в Республике Казахстане («РК»). Этот обзор включает в себя последние нововведения, принятые в январе 2019 г. по следующим вопросам:

  1. Усиление защиты права собственности, арбитража, оптимизации судебной нагрузки и дальнейшей гуманизации уголовного законодательства
  2. Вопросы рекламы
  3. Фонд прямых инвестиций на базе МФЦА
  4. Базовая ставка тенге

1. Усиление защиты права собственности, арбитража, оптимизации судебной нагрузки и дальнейшей гуманизации уголовного законодательства

Закон1, подписанный Президентом РК 21 января 2019 года, помимо большого количества поправок, носящих редакционный характер, вносит существенные изменения и дополнения во множество законодательных актов, в том числе:

  • Закон «О ТОО»2 – введено новшество, предусматривающее возможность распределения чистого дохода ТОО между его участниками, полученного по результатам деятельности за квартал, полугодие или год;
  • Закон «О государственной регистрации юридических лиц»3 – введена норма, предусматривающая новое основание для отказа в перерегистрации юридических лиц, в случае, если юридическое лицо или его единственный учредитель (участник) является бездействующим юридическим лицом;
  • Закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество» - снятие юридических притязаний на объект недвижимости осуществляется по заявлению заинтересованных лиц в следующих случаях: i) если отпали обстоятельства, послужившие основанием для регистрации юридического притязания; ii) по заявлению заинтересованного лица и с согласия лица, по инициативе которого наложено юридическое притязание. Если по истечении трех лет с момента государственной регистрации юридического притязания оно не было снято, то государственная регистрация юридического притязания отменяется;
  • Закон «О банках и банковской деятельности в РК» - со 2 февраля 2019 года банкам второго уровня будет запрещено взимать вознаграждения, начисленные по истечении 180 дней просрочки по ипотечным займам;
  • Закон «О Национальном Банке РК» - введено полномочие регулятора, предусматривающее сотрудничество с центральными банками, контрольными и надзорными органами других государств, международными и иными организациями. Предусмотрено право обмениваться с соблюдением конфиденциальности информацией, составляющей коммерческую тайну на рынке ценных бумаг, банковскую тайну, тайну страхования или иную охраняемую законом тайну, необходимой для осуществления контрольных и надзорных функций;
  • Закон «О государственном имуществе» - были внесены изменения в процедуру отчуждения участков для государственных нужд;
  • Закон «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» - были внесены существенные изменения, включая новые положения, предусматривающие процедуру привода должников, положения о недопущении обращения взысканий на различные виды денежных средств и активов и другие;
  • Закона «Об арбитраже» - были приняты изменения, касающиеся процесса арбитражного производства.

2. Реклама4

В соответствии с изменениями запрещается размещать информацию о товарах (работах, услугах) в целях реализации с указанием цены (тарифов, расценок, ставок) не в национальной валюте.

В связи с принятыми изменениями законодательством предусматриваются меры ответственности – штраф размером до 200 МРП5 на субъекты крупного предпринимательства.

3. Фонд прямых инвестиций на базе МФЦА6

Стратегическое направление Плана совместных действий Правительства Республики Казахстан и Национального Банка Республики Казахстан по созданию и развитию Международного финансового центра «Астана» на долгосрочную перспективу было дополнено созданием на базе МФЦА Фонда прямых инвестиций (далее – «Фонд»).

Создание Фонда с использованием английского права на базе МФЦА повысит его эффективность и предоставит необходимую уверенность инвесторам. Фонд будет нацелен на инвестирование в крупные и прорывные проекты в несырьевых секторах с обязательным условием со-финансирования.

4. Базовая ставка тенге

Национальный Банк РК принял решение сохранить базовую ставку национальной валюты на уровне 9,25% с неизменным коридором процентных ставок7.

Дальнейшие решения по базовой ставке будут приниматься исходя из динамики фактической инфляции, ее прогнозных значений и степени реализации рисковых сценариев.

Информация, содержащаяся в настоящем Обзоре, - общего характера и не может быть использована как юридическая консультация или рекомендация. Пожалуйста, имейте в виду, что Казахстан является развивающейся экономикой, и законодательство и правовая система находятся в постоянном развитии. В случае возникновения каких-либо вопросов в отношении информации, изложенной в настоящем Обзоре, пожалуйста, обращайтесь к нам – мы будем рады обсудить их с Вами.

  1. Закон РК №217-VI от 21 января 2019 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам усиления защиты права собственности, арбитража, оптимизации судебной нагрузки и дальнейшей гуманизации уголовного законодательства».
  2. Закон РК №220-I от 22 апреля 1998 года «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью».
  3. Закон РК №2198 от 17 апреля 1995 года «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств».
  4. Закон РК № 215-VI от 8 января 2019 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам рекламы». Вступил в силу с 20 января 2019 года.
  5. Месячный расчетный показатель для исчисления пособий и иных социальных выплат, а также применения штрафных санкций, налогов и других платежей в соответствии с законодательством Республики Казахстан на 2019 год - 2525 тенге.
  6. Постановление Правительства Республики Казахстан №18 от 25 января 2019 года «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Республики Казахстан от 30 мая 2015 года № 393 «Об утверждении Плана совместных действий Правительства Республики Казахстан и Национального Банка Республики Казахстан по созданию и развитию Международного финансового центра «Астана» на долгосрочную перспективу».
  7. Пресс-релиз Национального Банка РК №1 от 14 января 2019 года.