Legal Alert (December 2018)

SIGNUM regularly provides Legislative/Regulatory Alerts to keep Clients informed about important laws or regulatory changes in the Republic of Kazakhstan (“RK”). This Alert includes recent developments introduced in December 2018 related to:

  1. Intellectual Property
  2. Securities
  3. Banks Insolvency
  4. Tax Matters
  5. Subsoil Use
  6. Corporate Matters
  7. Employment Matters
  8. Construction
  9. Base Rate of the NB RK

1. Intellectual Property

The Government of the RK1  approved the ‘Agreement on Formation and Development of the Intellectual Property Market of CIS Member States’. The member states will aim at developing the CIS intellectual property market.

2. Securities

The National Bank of the RK2  introduced the notion of ‘international identification number (ISIN code)’ as from January 1, 2019. International identification number is an alphanumerical code assigned by the central depositary to securities and other financial instruments for identification purposes as well as to systematize the records.

3. Banks Insolvency

1) The National Bank of the RK3  approved types of non-arms’ length transactions, which may serve as a basis for determining certain banks as insolvent as listed below:

  • Transactions (except for those carried out as part of implementation of government-run programs) which comply with one of the following conditions:
  • The bank loan amount does not conform to the financial standing and (or) revenue of the borrower (co-borrowers if there is any) and to the value of the collateral
  • Deferred payment of remuneration and (or) debt repayment on bank operations exceeds 1 year
  • Interest rate is much lower than market interest rates of similar bank transactions
  • Provision of bank guarantees or surety to secure obligations of the debtor for the amount which does not conform to the financial standing and (or) revenue of the debtor or without a right of recourse against the debtor
  • Deals which satisfy claims of major shareholders and (or) managers of a bank
  • Deals which entitle individuals and legal entities to fully or partially refuse to fulfil financial obligations before the bank.

2) The National Bank of the RK4  approved the following restructuring procedure:

  • Before deciding on compulsory restructuring, the authorized body assesses financial and property standings of an insolvent bank.
  • The authorized body publishes an announcement on a specific measure for such bank within 5 business days from the date of the decision.
  • The authorized body develops a Plan on Compulsory Debt Restructuring (‘Plan’) and sends it to the insolvent bank or a its temporary administration.
  • Debts of an insolvent bank before creditors of the same ranking must be restructured among such creditors in proportion to the amount of debts being restructured. Upon receiving the Plan an insolvent bank or its temporary administration appoints a person responsible for implementation of the Plan.
  • Upon implementation of the Plan the insolvent bank reports to the authorized body accordingly.

4. Tax Matters

The Ministry of Finance of the RK5  approved the list of large taxpayers (please refer to this link)

5. Subsoil Use

1) The Ministry of Energy of the RK6  approved the procedure for organizing tenders for liquefied petroleum gas through electronic trading platforms as outlined below:

  • Requirements for organizers, bidders and electronic trading platforms
  • Functions of the tender managing
  • Conditions and procedure for suspension and resume of electronic platforms
  • Procedure for payment processing on the deals concluded at electronic trading platforms.

2) The marginal price of liquefied petroleum gas7  under the Kazakhstan domestic market supply plan outside the electronic trading platforms for the period from January 1, 2019 to March 31, 2019 is KZT 38 701,67 per ton excluding VAT.

6. Corporate Matters

The Ministry of National Economy of the RK8  approved the Model Corporate Governance Code in state-controlled joint stock companies, except for the National Wealth Fund (‘Model Code’).

Pursuant to the Model Code, corporate governance is built upon justice, honesty, responsibility, transparency, professionalism and competence and the following principles:

  • Separation of powers
  • Protection of rights and interests of shareholders
  • Effective board of directors and management governance
  • Sustainable development
  • Risk management, internal control and audit
  • Management of corporate disputes and conflict of interests
  • Transparency and fairness in disclosing information regarding joint stock company’s activity.

7. Employment Matters9

Pursuant to the employment laws individuals, legal entities including government agencies, branch and representative offices of legal entities are subject to control and monitoring. Those monitored entities operating in the field of electricity, gas and steam supply, air-conditioning, as well as in the field of information and communication were referred to a high level risk for the monitoring purposes based on objective criteria.

The regulatory agency monitors such entities and frequency of such monitoring varies depending on different factors (for example, companies operating with over 250 employees preventive monitoring is carried out once a year and companies operating with less than 100 employees preventive monitoring is carried out every 5 years).

8. Construction

The Committee for Construction and Housing10  approved the following construction standards:

  • Construction Standard of the RK 3.04-01-2018 ‘Hydro-technical Constructions’
  • Construction Standard of the RK 3.04-03-2018 ‘Foundations of Hydro-technical Constructions’
  • Construction Standard of the RK 3.04-09-2018 ‘Hydro-technical River Constructions’
  • Construction Standard of the RK 3.04-2018 ‘Hydro-technical Sea and River Transport Constructions’

9. Base Rate of the NB RK11

The National Bank of Kazakhstan retained 9.25% base rate with constant +/- 1 percentage point interest rate.

Information contained in this Client Update is of general nature and cannot be used as legal advice or recommendation. Please note that Kazakhstan is an emerging economy, and its legislation and legal system are in constant development. Should you have any questions or want to discuss matters addressed in this Client Update, please contact us.

  1. Resolution of the Government of the Republic of Kazakhstan No. 863 dated 24 December 2018 “On Approval of the Agreement on Formation and Development of the Intellectual Property Market of CIS Member States”. Entered into force on 24 December 2018.
  2. Resolution of the National Bank of the Republic of Kazakhstan Board No. 307 dated 29 November 2018 “On Approval of the Rules for the Implementation of Activities of the Central Depositary”. Entered into force on 12 December 2018.
  3. Resolution of the National Bank of the Republic of Kazakhstan Board No. 275 dated 29 October 2018 “On approval of the List of Transactions in Non-Market Conditions, the Conclusion of which is a Ground for Making a Decision on Referring Bank to the Category of Insolvent banks”. Entered into force on 1 January 2019.
  4. Resolution of the National Bank of the Republic of Kazakhstan Board No. 251 dated 29 October 2018 “On Approval of the Rules of Compulsory Restructuring of Liabilities of an Insolvent Bank”. Entered into force on 1 January 2019.
  5. Order of the Ministry of Finance of the Republic of Kazakhstan No. 1082 dated 14 December 2018 “On Approval of the List of Taxpayers to be Monitored by Large Taxpayers”. Entered into force on 1 January 2019.
  6. Order of the Ministry of Energy of the Republic of Kazakhstan No. 481 dated 6 December 2018 “On Approval of the Rules on Organizing Bids of Liquefied Petroleum Gas through Electronic Trading Platforms”. Entered into force on 3 January 2019.
  7. Order of the Minister of Energy of the Republic of Kazakhstan No. 497 dated 11 December 2018 “On Approval of the Marginal Price of Liquefied Petroleum Gas Sold under the Supply Plan to the Domestic Market of the Republic of Kazakhstan outside Electronic Trading Platforms”. Entered into force on 20 December 2018.
  8. Order of the Ministry of National Economy of the Republic of Kazakhstan No. 21 dated 5 October 2018 “On approval of the Model Corporate Governance Code in State-controlled Joint-Stock Companies except for the National Wealth Fund”. Entered into force on 1 December 2018.
  9. Joint Order of the Minister of Labor and Social Protection of Population of the Republic of Kazakhstan No. 473 dated 31 October 2018 and Minister of National Economy of the Republic of Kazakhstan No. 43 dated 31 October 2018 “On Amendments to the Joint Order of the Minister of Health and Social Development of the Republic of Kazakhstan dated 25 December 2015 No. 1022 and the Minister of National Economy of the Republic of Kazakhstan dated 28 December 2015 No. 801 “On approval of the Criteria for Assessing the Degree of Risk and Checklists for Compliance with the Labor Legislation of the Republic of Kazakhstan”. Entered into force on 4 December 2018.
  10. Order of the Chairman of the Committee for Construction and Housing of the Ministry of Investment and Development of the Republic of Kazakhstan No. 249-нқ dated 5 December 2018 “On Approval of State Standards in the Field of Architecture, City Planning and Construction of the Republic of Kazakhstan”. Entered into force on 24 December 2018.
  11. Press release of the National Bank of Kazakhstan No. 44 dated 4 December 2018 “On Maintaining the 9,25% Base Rate”

Нововведения в законодательстве: Декабрь 2018

SIGNUM регулярно публикует обзоры с целью информирования Клиентов о важных нормативно-правовых изменениях в Республике Казахстане («РК»). Этот обзор включает в себя последние нововведения, принятые в декабре 2018 г. по следующим вопросам:

Интеллектуальная собственность

  1. Ценные бумаги
  2. Неплатежеспособность банков
  3. Налоговые вопросы
  4. Недропользование
  5. Корпоративные вопросы
  6. Трудовые вопросы
  7. Строительство
  8. Базовая ставка НБ РК


1. Интеллектуальная собственность

Постановлением Правительства РК № 8631  было утверждено Соглашение о формировании и развитии рынка интеллектуальной собственности государств-участников СНГ, Стороны обеспечивают разработку и реализацию мер по формированию рынка интеллектуальной собственности государств-участников СНГ.

2. Ценные бумаги

В соответствии с Постановлением Правления Национального Банка РК № 3072  с 1 января 2019 года вводится понятие «международный идентификационный номер (код ISIN)» — буквенно-цифровой код, присваиваемый центральным депозитарием ценным бумагам и другим финансовым инструментам, в целях их идентификации и систематизации учета.

3. Неплатежеспособность банков

1) В соответствии с Постановлением Правления Национального Банка РК № 2753  утвержден следующий перечень сделок на нерыночных условиях, заключение которых является основанием для принятия решения об отнесении банка к категории неплатежеспособных банков:

  • сделки, за исключением осуществленных в рамках реализации государственных программ, соответствующие одному из следующих условий:
  • сумма предоставленного банковского займа не соответствует финансовому положению и (или) доходам заемщика (с учетом созаемщиков, если они имеются), а также стоимости залогового обеспечения;
  • отсрочка платежа по оплате должником вознаграждения и (или) погашения им основного долга по банковским операциям превышает 1 год;
  • размер процентных ставок, взимаемых с должника, существенно ниже рыночных процентных ставок по аналогичным банковским операциям;
  • выдача банковских гарантий или поручительств по обязательствам должников на сумму, которая не соответствует финансовому положению и (или) доходам должника, или без права обратного требования (регресса) к должнику;
  • сделки, которые приводят к досрочному удовлетворению требований крупных акционеров и (или) руководящих работников банка;
  • сделки, условия которых предусматривают право физического или юридического лица, являющегося стороной сделки, на полный или частичный отказ от взятых на себя финансовых обязательств перед банком.

2) Постановлением Правления Национального Банка РК № 2514  утвержден следующий порядок реструктуризации:

  • До принятия решения о принудительной реструктуризации уполномоченный орган проводит оценку (анализ) финансового и имущественного состояния неплатежеспособного банка.
  • Объявление публикуется в течение 5 рабочих дней со дня принятия уполномоченным органом решения о применении указанной меры.
  • Уполномоченный орган разрабатывает План принудительной реструктуризации обязательств неплатежеспособного банка (далее – «План») и направляет его неплатежеспособному банку или временной администрации по управлению банком.
  • Обязательства неплатежеспособного банка перед кредиторами одной очереди реструктуризируются одновременно между кредиторами этой очереди пропорционально суммам обязательств, подлежащих реструктуризации.
  • После получения Плана неплатежеспособный банк или временная администрация по управлению банком определяет ответственных исполнителей.
  • После исполнения мероприятий информация направляется неплатежеспособным банком в уполномоченный орган.

4. Налоговые вопросы

Приказом Министра финансов РК № 10825  был утвержден перечень налогоплательщиков, подлежащих мониторингу крупных налогоплательщиков. С перечнем можно ознакомиться, пройдя по ссылке.

5. Недропользование

1) Приказом Министра энергетики № 4816  установлен порядок организации и проведения торгов сжиженным нефтяным газом через электронные торговые площадки, который включает:

  • Требования к организаторам и участникам торгов, электронным торговым площадкам;
  • Функции управляющего комитета организатора торгов;
  • Условия и порядок приостановления и возобновления электронных торгов;
  • Порядок осуществления расчетов по заключенным на электронных торгах сделкам и оформления сделок.

2) Предельная цена сжиженного нефтяного газа7, реализуемого в рамках плана поставки сжиженного нефтяного газа на внутренний рынок Республики Казахстан вне электронных торговых площадок, на период с 1 января по 31 марта 2019 года составляет 38 701,67 тенге за тонну без учета налога на добавленную стоимость.

6. Корпоративные вопросы

Приказом Министра национальной экономики РК № 218  был утвержден Типовой кодекс корпоративного управления в контролируемых государством акционерных обществах, за исключением Фонда национального благосостояния (далее – «Типовой кодекс»).

В соответствии с Типовым кодексом корпоративное управление строится на справедливости, честности, ответственности, прозрачности, профессионализме и компетентности. Основными принципами Типового кодекса являются:

  • принцип разграничения полномочий;
  • принцип защиты прав и интересов акционеров;
  • принцип эффективного управления советом директоров и правлением;
  • принцип устойчивого развития;
  • принцип управления рисками, внутренний контроль и аудит;
  • принцип регулирования корпоративных конфликтов и конфликта интересов;
  • принцип прозрачности и объективности раскрытия информации о деятельности акционерного общества.

7. Трудовые вопросы9

Субъекты контроля - физические лица, юридические лица, в том числе государственные органы, филиалы и представительства юридических лиц, за деятельностью которых осуществляется контроль.

В соответствии с внесенными изменениями теперь к высокой степени риска по объективным критериям относятся помимо прочего также субъекты контроля, осуществляющие деятельность в сфере электроснабжения, подачи газа, пара и воздушного кондиционирования, а также в сфере информации и связи.

Установлена периодичность осуществления профилактического контроля в отношении субъектов контроля, осуществляющих деятельность в определенных видах экономической деятельности (например: субъекты контроля с численностью работников свыше 250 человек проводят профилактический контроль 1 раз в год, а субъекты с численностью не более 100 человек – 1 раз в 5 лет).

8. Строительство

Приказом Председателя Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства № 249-нқ10  утверждены следующие строительные нормы:

  • СН РК 3.04-01-2018 «Гидротехнические сооружения»
  • СН РК 3.04-03-2018 «Основания гидротехнических сооружений»
  • СН РК 3.04-09-2018 «Гидротехнические сооружения речные»
  • СН РК 3.04-2018 «Гидротехнические морские и речные транспортные сооружения»

9. Базовая ставка НБ РК

Национальный Банк Республики Казахстан принял решение сохранить базовую ставку на уровне 9,25% с неизменным коридором процентных ставок +/- 1 п.п.11

Информация, содержащаяся в настоящем Обзоре, - общего характера и не может быть использована как юридическая консультация или рекомендация. Пожалуйста, имейте в виду, что Казахстан является развивающейся экономикой, и законодательство и правовая система находятся в постоянном развитии. В случае возникновения каких-либо вопросов в отношении информации, изложенной в настоящем Обзоре, пожалуйста, обращайтесь к нам – мы будем рады обсудить их с Вами.

  1. Постановление Правительства Республики Казахстан от 24 декабря 2018 года № 863 «Об утверждении Соглашения о формировании и развитии рынка интеллектуальной собственности государств - участников СНГ». Вступило в силу с 24 декабря 2018 года.
  2. Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 29 ноября 2018 года № 307 «Об утверждении Правил осуществления деятельности центрального депозитария». Вступило в силу с 12 декабря 2018 года.
  3. Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 29 октября 2018 года № 275 «Об утверждении перечня сделок на нерыночных условиях, заключение которых является основанием для принятия решения об отнесении банка к категории неплатежеспособных банков». Вступило в силу с 1 января 2019 года.
  4. Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 29 октября 2018 года № 251 «Об утверждении Правил принудительной реструктуризации обязательств неплатежеспособного банка». Вступило в силу с 1 января 2019 года.
  5. Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 14 декабря 2018 года № 1082 «Об утверждении Перечня налогоплательщиков, подлежащих мониторингу крупных налогоплательщиков». Вступил в силу с 1 января 2019 года.
  6. Приказ Министра энергетики Республики Казахстан от 6 декабря 2018 года № 481 «Об утверждении Правил организации и проведения торгов сжиженным нефтяным газом через электронные торговые площадки». Вступил в силу с 3 января 2019 года.
  7. Приказ Министра энергетики Республики Казахстан от 11 декабря 2018 года № 497 «Об утверждении предельной цены сжиженного нефтяного газа, реализуемого в рамках плана поставки сжиженного нефтяного газа на внутренний рынок Республики Казахстан вне электронных торговых площадок». Вступил в силу с 20 декабря 2018 года.
  8. Приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 5 октября 2018 года № 21 «Об утверждении Типового кодекса корпоративного управления в контролируемых государством акционерных обществах, за исключением Фонда национального благосостояния». Вступил в силу с 1 декабря 2018 года.
  9. Совместный приказ Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 31 октября 2018 года № 473 и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 31 октября 2018 года № 43 «О внесении изменений в совместный приказ Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 25 декабря 2015 года № 1022 и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 28 декабря 2015 года № 801 «Об утверждении Критериев оценки степени риска и проверочных листов за соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан»». Вступил в силу с 4 декабря 2018 года.
  10. Приказ Председателя Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 5 декабря 2018 года № 249-нқ «Об утверждении государственных нормативов в области архитектуры, градостроительства и строительства Республики Казахстан». Вступил в силу с 24 декабря 2018 года.
  11. Пресс-релиз Национального Банка Республики Казахстан от 04 декабря 2018 года № 44 «О сохранении базовой ставки на уровне 9,25%»