Compliance Red Flag for Pharma

Recently, the media have frequently raised questions about the legality and ethics of pharmaceutical companies promoting their products through the involvement of medical/pharmaceutical workers.

In this regard, it is often questioned how certain measures to promote their products, used by pharmaceutical companies, are legal, and how the legislation regulates this issue.

Thus, one of the measures to promote the pharmaceutical companies of their products is to finance the participation of medical/pharmaceutical workers in scientific and educational and other similar events organized by these companies and independent organizers.

The RK legislation does not prohibit such financing.

According to the Law of the Republic of Kazakhstan "on charity" (hereinafter-the "Law on Charity") sponsorship activity is the activity of the sponsor on rendering charitable assistance for the purpose of popularization of the sponsor's name1.

Further, according to the Law on Charity charitable assistance is the property provided by the benefactor at no cost (i) in order to help improve the financial and material situation of the company, which carries out activities in the social sphere (including the provision of medical services), or (ii) in the form of sponsorship assistance2.

Sponsorship assistance

According to the definition given in the Tax code of RK, a sponsorship is a property, provided free of charge for the purpose of distribution of information about the person rendering the given assistance, to individuals in the form of financial support to participate in competitions, exhibitions, examinations and development of creative, scientific, scientific-technical, inventive activity, increase of level of education and sports skill3.

In accordance with the norms of the Civil Code of the Republic of Kazakhstan, monetary funds is also recognized as property.

Consequently, pharmaceutical companies have the right to finance medical/pharmaceutical workers by sponsoring or reimbursing their expenses for participation in scientific, educational and other similar events for scientific-educational development, etc.

Promotion of sponsor's name

According to the Law on Charity promotion of the sponsor's name is the distribution of information in visual and (or) sound forms of the sponsor's own name, its goods, trademarks, works, services in exchange for funding and/or logistical support for the event.

However, the following restrictions, provided by the legislation of the RK should be taken into account:

Firstly, the legislation does not provide the obligations of the person receiving sponsorship, to engage in the promotion of the name of the sponsor.

Secondly, the legislation has a number of prohibitions on promotion and advertising of medicines by medical/pharmaceutical workers. In particular:

(i) medical/pharmaceutical workers shall not allow, on the basis of personal benefit, the promotion and use of methods and means of prevention and treatment;

(ii) medical workers who prescribe medicines are prohibited from participating in advertising of medicines and medical devices;

(iii) medical workers are required to prescribe prescriptions for medicines under an international non-proprietary name, except in cases of individual intolerance of the patient when the use of a trade name is permitted;

(iv) provision or offer of financial compensation or any other incentives of a material or intangible nature to medical/pharmaceutical workers for the purpose of prescribing certain medicines shall be prohibited;

(v) the inducement to prescribe medicines and medical products on prescription forms of an unidentified specimen, including those containing promotional information, as well as pre-printed names of medicines and medical devices shall be prohibited.

Ethical promotion of medicines

Recently the decree of the Minister of Health dated May 8, 2019, № DSM-69 that approves the rules of ethical promotion of medicinal products and medical devices (hereinafter referred to as "the Rules") were issued.

These Rules contain a number of provisions regulating relations arising in connection with financing of participation of medical/pharmaceutical workers in scientific and educational and other similar events by third parties.

In particular, the Rules allow:

  • provision of targeted financing, grants for training in refresher courses, provided that it does not pursue the prescription of medicines;
  • providing assistance for participation in scientific and practical conferences, congresses, symposiums, corresponding to the profile of a health-care subject or a member of professional associations.

The Rules stipulate that the support of medical and pharmaceutical workers, allowing them to participate in scientific conferences, congresses, symposiums, should not depend on any obligations in promotion of any medicines or medical products.

Another condition is the obligation of the person providing charitable assistance to sign with medical/pharmaceutical workers an agreement that the secondment expenses do not impose to such workers the obligation to promote medicines and medical products of the person.

The Rules also provide that a person who finances scientific events aimed at improving the professional level of medical and pharmaceutical workers should not prevent the participation in such events of other persons who produce or sell medicines and medical products with a similar mechanism of pharmacological action, or discriminate against individual participants.

Summarizing the above, undoubtedly, the provision of sponsorship assistance by pharmaceutical companies to medical/pharmaceutical workers is one of the effective branding channels to promote the products of pharmaceutical companies (especially new types of medicines that just appear in the market).

In addition, as the legislators did not seek to eliminate such a connection, it is unlikely to be completely removed. The main thing is not to forget that such interaction should benefit all the parties:

  • a medical/pharmaceutical worker has the opportunity to improve his skills, to familiarize himself with new methods and means of treatment, which in turn, should have a positive impact on the quality of services rendered by them;
  • those who seek such medical/pharmaceutical workers are more likely to receive more qualified assistance;
  • the pharmaceutical company, providing sponsorship, not only achieves the promotion of its name, but as an indirect result - the promotion of its products.

In this regard, considering limitations of the legislation of the Republic of Kazakhstan, the proper preparation of a contract for sponsoring medical/pharmaceutical workers to participate in various events (conferences, symposiums, etc.), so that the relationship, arising within the framework of such a contract is in compliance with the existing regulatory framework, is the key in such a relationship.

Information contained in this Client Update is of a general nature and cannot be used as legal advice or recommendation. Please note that Kazakhstan is an emerging economy, and its legislation and legal system are in constant development. Should you have any questions or want to discuss matters addressed in this Client Update, please contact us.

  1. Paragraph 2 of Article 1 of the Law on Charity
  2. Paragraph 10 of Article 1 of the Law on Charity
  3. Subparagraph 15 of paragraph 1 of Article 1 of Tax Code

Правовые аспекты финансирования фармацевтической компанией участия специалиста здравоохранения в научно-образовательных и других подобных мероприятиях

В последнее время в средствах массовой информации часто поднимаются вопросы о законности и этичности продвижения фармацевтическими компаниями своей продукции посредством вовлечения медицинских/фармацевтических работников.

В связи с этим часто задаются вопросом насколько те или иные мероприятия по продвижению своей продукции, осуществляемые фармацевтическими компаниями, законны, и как законодательство регулирует данный вопрос.

Так, одной из мер по продвижению фармацевтическими компаниями своей продукции является финансирование участия медицинских/фармацевтических работников в научно-образовательных и других подобных мероприятиях, организуемых как данными компаниями, так и независимыми организаторами.

Законодательством РК такое финансирование не запрещено.

Согласно Закону Республики Казахстан «О благотворительности» (далее - «Закон о благотворительности») спонсорская деятельность рассматривается как деятельность спонсора по оказанию благотворительной помощи на условиях популяризации имени спонсора1.

Далее, согласно Закону о благотворительности благотворительной помощью является имущество, предоставляемое благотворителем на безвозмездной основе (i) в целях содействия в улучшении финансового и материального положения организации, осуществляющей деятельность в социальной сфере (в том числе в сфере оказания медицинских услуг), или (ii) в виде спонсорской помощи2.

Спонсорская помощь

Согласно определению, данному в Налоговом кодексе РК, спонсорской помощью является имущество, предоставляемое на безвозмездной основе с целью распространения информации о лице, оказывающем данную помощь, физическим лицам в виде финансовой поддержки для участия в соревнованиях, конкурсах, выставках, смотрах и развития творческой, научной, научно-технической, изобретательской деятельности, повышения уровня образования и спортивного мастерства3.

При этом согласно нормам Гражданского кодекса РК под имуществом понимаются в том числе и денежные средства.

Следовательно, фармацевтические компании вправе финансировать медицинских/фармацевтических работников путем спонсирования или возмещения их расходов по участию в научно-образовательных и других подобных мероприятиях с целью развития научной деятельности, повышения уровня образования и т.д.

Популяризация имени спонсора

Согласно Закону о благотворительности под популяризацией имени спонсора понимается распространение информации в визуальной и (или) звуковой форме о собственном имени (наименовании) спонсора, его товарах, товарных знаках, работах, услугах в обмен на финансирование и (или) материально-техническую поддержку мероприятия.

Однако при этом следует учитывать следующие ограничения, предусмотренные законодательством РК:

Во-первых, в законодательстве не предусмотрены обязанности лица, получающего спонсорскую помощь, заниматься популяризацией имени спонсора.

Во-вторых, в законодательстве имеется ряд запретов на продвижение и рекламу лекарственных средств медицинскими/фармацевтическими работниками. В частности:

(i) медицинские/фармацевтические работники не должны допускать, руководствуясь соображениями личной выгоды, рекламирования и использования методов и средств профилактики и лечения;

(ii) медицинским работникам, назначающим лекарственные средства, запрещаются участие в рекламе лекарственных средств и медицинских изделий;

(iii) медицинские работники обязаны выписывать рецепты на лекарственные средства под международным непатентованным наименованием, за исключением случаев индивидуальной непереносимости пациента, когда допускается применение торгового наименования;

(iv) запрещается предоставление или предложение финансового вознаграждения или любых других стимулов материального или нематериального характера медицинским/фармацевтическим работникам за назначение и отпуск определенных лекарственных средств;

(v) запрещается побуждение к выписыванию лекарственных средств и медицинских изделий на рецептурных бланках не установленного образца, в том числе содержащих информацию рекламного характера, а также с заранее напечатанными наименованиями лекарственных средств и медицинских изделий.

Этическое продвижение лекарственных средств

Недавно был издан Приказ Министра здравоохранения от 8 мая 2019 года №ДСМ-69, которым были утверждены Правила этического продвижения лекарственных средств и медицинских изделий (далее – «Правила»).

В данных Правилах содержится ряд положений, регулирующих отношения, возникающие в связи с финансированием третьими лицами участия медицинских/фармацевтических работников в научно-образовательных и других подобных мероприятиях.

В частности, согласно Правилам допускается:

  • предоставление целевого финансирования, грантов на обучение на курсах повышения квалификации, при условии, что это не преследует назначение лекарственных средств;
  • предоставление помощи для участия в научно-практических конференциях, конгрессах, симпозиумах, соответствующих профилю субъекта здравоохранения или члена профессиональных ассоциаций.

При этом в Правилах оговаривается, что поддержка медицинских и фармацевтических работников, позволяющая им принять участие в научно-практических конференциях, конгрессах, симпозиумах, не должна ставиться в зависимость от каких-либо обязательств в содействии продвижения каких-либо лекарственных средств или медицинских изделий.

Другим условием является обязательство лица, оказывающего благотворительную помощь, подписывать с медицинскими/фармацевтическими работниками соглашение о том, что расходы на командирование не налагают на последних обязательств по продвижению лекарственных средств и медицинских изделий данного лица.

Также в Правилах содержится условие, что лицо, финансирующее научные мероприятия, направленные на повышение профессионального уровня медицинских и фармацевтических работников, не вправе препятствовать участию в таких мероприятиях других лиц, которые производят или реализуют лекарственные средства и медицинские изделия со схожим механизмом фармакологического действия, либо подвергать дискриминации отдельных участников.

Резюмируя вышеизложенное, несомненно, оказание спонсорской помощи фармацевтическими компаниями медицинским/фармацевтическим работникам является одним из действенных маркетинговых каналов по продвижению продукции фармацевтических компаний (особенно новых видов лекарств, которые только выходят на рынок). И как бы законодатели не стремились устранить такую связь, вряд ли это удастся полностью. Главное при этом не забывать, что от такого взаимодействия должны выигрывать все стороны:

  • медицинский/фармацевтический работник имеет возможность повысить свою квалификацию, ознакомиться с новыми методами и средствами лечения, что в свою очередь, должно положительно сказаться на качестве оказываемых им услугах;
  • у лиц, обращающихся к таким медицинским/фармацевтическим работникам, повышается шанс получить более квалифицированную помощь;
  • фармацевтическая компания, оказывая спонсорскую помощь, не только достигает популяризации своего имени, но другим косвенным результатом такой помощи является продвижение производимых ею продуктов.

В связи с этим, учитывая имеющееся в законодательстве РК ограничения, правильное составление договора спонсирования медицинских/фармацевтических работников по участию в различных мероприятиях (конференции, симпозиумы и т.д.), чтобы отношения, возникающие в рамках такого договора, не выходили за рамки существующего правового регулирования, является ключевым в таких взаимоотношениях.

Информация, содержащаяся в настоящей Статье, общего характера и не может быть использована как юридическая консультация или рекомендация. Пожалуйста, имейте в виду, что Казахстан является развивающейся экономикой, и законодательство и правовая система находятся в постоянном развитии. В случае возникновения каких-либо вопросов в отношении информации, изложенной в настоящей Статье, пожалуйста, обращайтесь.

  1. Пп. 2 ст. 1 Закона о благотворительности
  2. Пп. 10 ст. 1 Закона о благотворительности
  3. Пп. 15 п. 1 ст. 1 Налогового кодекса