Мы недавно успешно защитили интересы клиента в споре с должником и его близкими родственниками по вопросу признания трудовых договоров недействительными и отмены исполнительных надписей. После очередного выигранного судебного спора по договорам лизинга о взыскании задолженности против юридического лица и физического лица (гаранта), мы передали исполнительный лист на исполнение частному судебному исполнителю (ЧСИ-1). В ходе исполнительного производства ЧСИ-1 нам сообщил, что к нему обратился ЧСИ-2 с просьбой произвести распределение суммы, полученной от реализации движимого имущества, принадлежащего гаранту (должнику), учитывая очередность удовлетворения требований. В работе ЧСИ-2 находилось два исполнительных производства о взыскании начисленных, но не выплаченных работникам заработных плат и иных платежей с ИП в лице должника в пользу его близких родственников (работников ИП).
ЧСИ-1 попросил нас начать судебное разбирательство против должника и его близких родственников на основании ответов государственных органов о том, что сведения о работниках и зарегистрированных трудовых договорах отсутствуют, какие-либо отчисления от ИП в пользу работников не производились.
Одновременно с подачей иска о признании трудовых договоров недействительными и исполнительных надписей, не подлежащих исполнению нами были поданы иски об оспаривании действий ЧСИ-1 с целью приостановить перечисление денежных средств в пользу должника, а также иск об оспаривании действий ЧСИ-2.
В судебном разбирательстве в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, участвовали ЧСИ-1, ЧСИ-2 и нотариусы, вынесшие исполнительные надписи о взыскании начисленных, но не выплаченных работникам заработных плат и иных платежей с ИП в лице должника в пользу его близких родственников. ЧСИ-2 и нотариусы заняли позицию, что работники предоставили все необходимые документы для вынесения исполнительных надписей (копии трудовых договоров, справка работодателя о размере начисленной заработной платы, расчетный листок С1, справка о задержке заработной платы), следовательно, исполнительные надписи вынесены правомерным путем, а требования нашего клиента являются безосновательны.
Должник и его близкие родственники выразили позицию, что трудовые отношения фактически осуществлялись, отношения не затрагивают интересы клиента, при этом должник не внес сведения о трудовых договорах, так как не знал о необходимости внесения.
В ходе судебного разбирательства нами было подано ходатайство об истребовании документов, подтверждающих фактическое наличие трудовых отношений между работодателем и работниками. После получения документов, мы обратили внимание суда на следующие факты (1) фактических выплат заработных плат работникам не имеется, тогда как даты трудовых договоров более 1 года назад и ИП получало существенный доход в период работы близких родственников должника (2) перечисление пенсионных отчислений в пользу работников за целый год не имеется, (3) должник издавал приказы о начислении крупных бонусов, при этом не платил заработные платы за весь период работы близких родственников должника и т.д.
На основании вышеприведенных фактов, ответов госорганов, а также факта наличия близкого родства между работодателем и работниками, суд пришел к выводу, что трудовые договора являются фиктивными, заключенные без намерения породить трудоправовые последствия, при этом предполагающие получение выгоды имущественного характера, а исполнительные надписи совершены должником с аффилированными лицами с целью уклонения от исполнения решения суда.
В результате признания трудовых договоров недействительными и отмены исполнительных надписей клиент получил предназначенные ему денежные средства в размере 14 миллионов тенге.