Legal and Financial Aspects of Financial Leasing Subject Replacement

Upon providing services to clients doing business in financial leasing, we come across with a variety of issues, relating to regulating a financial leasing agreement. Earlier we wrote on enforcement practices by courts in relation to financial leasing. You may read our previous publications at the following link.

In the present article we will consider one of the important aspects of financial leasing, in particular, possibility and consequences of replacement of a subject of financial leasing. As for consequences, in the present article we will focus on applicability of tax preferences upon replacement a subject of financial lease.

Let’s consider the following example. A leasing company (“Lessor”) and a construction company (“Lessee”) concluded an agreement on financial leasing, wherein Lessor undertook to acquire hydraulic excavator chosen by Lessee (“Leasing subject”) according to specification as determined by an agreement of financial leasing, and transfer it to Lessee. For execution of the financial leasing agreement Lessor concluded a sale-purchase agreement with a seller of Leasing subject.

Lessor properly executed its obligation to supply Leasing subject of a proper quality meeting the requirements as required by Lessee. However, after a certain period time Lessor began using Leasing subject, Lessee requested Lessor to replace it for equipment, as it turned out that technical characteristics of the leasing subject did not meet requirements of a specific task for which it was used. Lessor and Seller is ready to replace, however they are not certain whether Kazakhstan legislation allows replacement of leasing subject upon financial leasing and would like to ensure on the potential consequences of such replacement.

Kazakhstan legislation determines the cases where replacement of the leasing subject is allowed.

First, according to Civil Code of Republic of Kazakhstan dated 27.12.1994г. (further «Civil Code») Lessee has a right to require replacement of leasing subject when it is of an improper quality and of an incomplete set .

Secondly, Kazakhstan law «On financial leasing» dated on 05.07.2000г. (further «Financial Leasing Law») provides for a right of a lessor to replace leasing subject, in cases, when the leasing subject (i) is not supplied; (ii) is supplied with a significant delay; or (iii) supplied with irremediable deficiencies preventing use of leasing subject by designation, except cases when the seller and the leasing subject were chosen by a lessee.

Hence, abovementioned legislative norms relating to replacement of the leasing subject do not apply to the situation herein, as Lessee has no claim relating to quality or completeness of the leasing subject.

Moreover, the leasing subject and its seller were chosen by Lessor, and the financial leasing agreement does not contain any provision that would change the right of a Lessee as provided by Financial Leasing Law.

Does it mean that the right of Lessee on replacement of leasing subject is limited to the cases determined by law only?

To the opinion of the authors of the present article, provisions of Kazakhstan legislation, regulating replacement of a financial leasing subject, provide for a minimum scope of rights of lessee. Accordingly, parties of the financial lease deal upon mutual agreement can provide different grounds for replacement of a leasing subject in addition to those provided by the legislation. It can be made at the moment of conclusion of an agreement or during its execution.

Such an opinion is based on the following grounds.

No Civil Code, nor Financial Leasing Law does not prohibit replacement of a leasing subject upon execution of the financial leasing agreement.

Furthermore civil legislation generally allows the parties to determine terms of an agreement upon their as it deems appropriate, except cases when the terms of an agreement are prescribed by law.

Besides, the norms of Financial Lease Law, regulating rights of a lessee to replace a leasing subject are dispositive norms. That implies that parties can exclude its application by agreement or provide for terms, different from those provided in the law.

At the same time, it is tax law requirements, not norms of civil law that should be given due attention upon considering replacement of leasing subject.

According to Code of Kazakhstan «On taxes and other obligatory payments to the budget» dated 25.12.2017г. (further «Tax Code») financial leasing is a transfer of the property under financial leasing agreement, concluded in accordance with Kazakhstan laws for a term no less than three years provided the conditions are met:

  1. Transfer of the property for ownership of a lessee and (or) provision of right to lessee to acquire the property at a fixed price by agreement;
  2. Term of a financial leasing exceeds 75 percent of a period of useful life of the property granted for financial leasing;
  3. Current (discounted) price of leasing payments for the whole period of financial leasing exceeds 90 percent of the price of the equipment provided for financial leasing.

In relation to financial leasing deals that correspond the abovementioned requirements, tax legislation provides for the following tax preferences:

  1. Decrease of taxable income for an amount of a fee according to a leasing agreement;
  2. VAT exemption in part of the fee, subject to receipt by a lessee;
  3. VAT exemption of turnovers upon sale of goods, on which VAT has been paid by credit method.

However, in case when, for some reasons, financial lease transaction ceases to meet the abovementioned criteria (for example, in case of early termination of a financial leasing agreement), such a deal shall not qualify for application of tax preferences. Furthermore, previously applicable VAT and CIT exemptions shall cease to apply, and a lessor shall have an obligation to pay taxes from which it was exempted earlier.

Correspondingly, upon replacement of a leasing subject under a financial lease agreement, parties should be careful as to whether replacement of leasing subject shall lead to incompliance of any of the conditions that are binding to have the deal qualified as financial leasing.

At that, to the opinion of the authors of the article, mere replacement of a leasing subject shall not by default be considered as incompliance with the requirements of Article 197 of Tax Code. From a legal point of view given the absence of direct prohibition in the legislation, we find that a financial lease agreement can be amended to indicate a new leasing subject, its price, the size and schedule of new leasing payments (including credit of the previously-paid leasing payments on the previous leasing subject against obligations in relation to the new leasing subject) and i.e.. In that case the obligations of the parties shall not cease, but continue to be effective in an amended form.

However, it should be considered that the remaining term of the financial leasing agreement after replacement of the leasing subject should be sufficient to exceed 75 percent of the useful life of a new leasing subject.

At the same time, we do not exclude the risk that tax authorities are likely to qualify replacement as incompliance with financial leasing requirements. In particular, they may recognize replacement of the previously-transferred leasing subject as completion of obligations under the said leasing subject. To our opinion, it is difficult to justify such an opinion legally, as in case of amendment of terms of the financial leasing agreement, obligations of the parties shall not cease, but continue to be effective in an amended form.

Правовые и налоговые аспекты замены предмета финансового лизинга

В процессе оказания услуг клиентам, работающим в сфере финансового лизинга, мы сталкиваемся с различными вопросами, возникающими у них в процессе исполнения договоров финансового лизинга. Ранее мы писали о правоприменительной практике в судах в отношении финансового лизинга. Вы можете ознакомиться с нашей предыдущей публикацией, пройдя по следующей ссылке.

В данной статье мы рассмотрим один из немаловажных аспектов финансового лизинга, а именно, возможность и последствия замены предмета финансового лизинга. Что касается последствий, то в данной статье мы в основном сосредоточимся на вопросе применимости налоговых льгот в случае замены.

Возьмем для примера следующий случай. Лизинговая компания (далее — «Лизингодатель») и строительная компания (далее — «Лизингополучатель») заключили договор финансового лизинга, в соответствии с которым Лизингодатель обязался приобрести выбранный Лизингополучателем гидравлический экскаватор (далее — «Предмет лизинга») согласно спецификации, определенной в договоре финансового лизинга, и передать его Лизингополучателю. Во исполнение заключенного договора финансового лизинга Лизингодатель заключил договор купли-продажи с продавцом Предмета лизинга на его приобретение.

Лизингодатель надлежаще исполнил свои обязательства по поставке Предмета лизинга надлежащего качества и соответствующего требованиям Лизингополучателя. Однако, по прошествии некоторого времени после того как Лизингополучатель начал использовать Предмет лизинга, Лизингополучатель обратился к Лизингодателю с просьбой заменить Предмет лизинга на другую технику, так как технические характеристики полученного им Предмета лизинга не отвечали требованиям, предъявляемым работами, на которых он используется. Лизингодатель и продавец в принципе готовы пойти навстречу Лизингополучателю, но в связи с этим возник вопрос, допускает ли законодательство РК замену предмета лизинга по ранее заключенному договору финансового лизинга и каковы будут последствия такой замены.

В законодательстве РК определены случаи, когда допускается замена предмета лизинга.

Во-первых, согласно Гражданскому кодексу РК от 27.12.1994г. (далее – «ГК РК») лизингополучатель как покупатель вправе требовать замены предмета лизинга в случае его ненадлежащего качества или некомплектности.

Во-вторых, Закон РК «О финансовом лизинге» от 05.07.2000г. (далее – «Закон о финансовом лизинге») предусматривает право лизингополучателя потребовать замены предмета лизинга, в случаях, когда предмет лизинга (i) не поставлен, (ii) поставлен с существенной просрочкой или (iii) поставлен с неустранимыми недостатками, препятствующими использованию предмета лизинга по назначению, за исключением случаев выбора продавца и предмета лизинга лизингополучателем.

Как отсюда следует, нормы законодательства, касающиеся замены предмета лизинга, не могут быть применимы к рассматриваемому нами случаю, так как у Лизингополучателя нет претензий к качеству и комплектности полученного им Предмета лизинга. Кроме того, Предмет лизинга и его продавец были выбраны Лизингополучателем, и договор лизинга не содержал каких-либо положений, которые каким-либо образом изменяли право Лизингополучателя в отличие от того, что предусмотрено в Законе о финансовом лизинге.

Означает ли это то, что право лизингополучателя по замене предмета лизинга ограничено только случаями, оговоренными в законодательстве?

По мнению авторов данной статьи положения законодательства РК, регулирующие вопросы замены предмета лизинга, предусматривают только минимальный объем прав, гарантируемый лизингополучателю законодательством по данному вопросу, Соответственно, стороны сделки финансового лизинга по взаимному согласию вправе предусмотреть иные основания замены предмета лизинга в дополнение к тем, которые предусмотрены законодательством. И это может быть сделано как в момент заключения договора финансового лизинга, так и в процессе его исполнения. Данное мнение основывается на следующих доводах.

Ни ГК РК, ни Закон о финансовом лизинге не предусматривают прямой запрет на замену предмета лизинга в процессе исполнения договора финансового лизинга.

Также гражданским законодательством предусмотрено право сторон определять условия договора по своему усмотрению, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законодательством.

Кроме того, норма Закона о финансовом лизинге, регулирующая право лизингополучателя на замену предмета лизинга, является диспозитивной нормой. То есть, стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить иные условия, отличные от предусмотренного в ней.

Вместе с тем, основной проблемой, на которую необходимо обратить внимание при рассмотрении вопроса о замене предмета лизинга по основаниям, не предусмотренным законодательством РК, является не столько нормы гражданского законодательства, сколько требования налогового законодательства.

В соответствии с Кодексу РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 25.12.2017г. (далее – «НК РК») финансовым лизингом является передача имущества по договору лизинга, заключенному в соответствии с законодательством РК, на срок свыше трех лет при соблюдении следующих условий:

  1. передача имущества в собственность лизингополучателя и (или) предоставление права лизингополучателю на приобретение имущества по фиксированной цене определены договором лизинга;
  2. срок финансового лизинга превышает 75 процентов срока полезной службы передаваемого по финансовому лизингу имущества;
  3. текущая (дисконтированная) стоимость лизинговых платежей за весь срок финансового лизинга превышает 90 процентов стоимости передаваемого по финансовому лизингу имущества.

Для сделок финансового лизинга, соответствующих вышеуказанным условиям, налоговым законодательством предусмотрены следующие виды налоговых льгот:

  1. уменьшение налогооблагаемого дохода на сумму вознаграждения по договору лизинга;
  2. освобождение от НДС в части суммы вознаграждения, подлежащего получению лизингодателем;
  3. освобождение от НДС оборотов по реализации товаров, по которым НДС уплачен методом зачета.

Однако в случае, если по каким-либо причинам сделка финансового лизинга прекращает отвечать указанным выше критериям (например: в случае досрочного расторжения договора финансового лизинга) налоговые льготы, предусмотренные законодательством для финансового лизинга, прекращают свое действие. Более того, ранее полученное освобождение по уплате налогов (НДС, КПН), полученное в рамках данной сделки, аннулируется, и у лизингодателя возникает обязанность по уплате сумм налогов, от уплаты которых он ранее был освобожден.

Соответственно, при замене предмета лизинга по ранее заключенному договору финансового лизинга стороны должны быть предельно внимательны касательно того, не приведет ли замена предмета лизинга к нарушению того или иного условия, наличие которых обязательно для признания сделки в качестве финансового лизинга.

При этом, по мнению авторов статьи, просто замена предмета лизинга сама по себе не должна рассматриваться как несоблюдение требований, установленных в ст.197 НК РК, так как с правовой точки зрения в виду отсутствия прямого запрета в законодательстве на изменение договора финансового лизинга, мы полагаем возможным внесение изменений в договор финансового лизинга с указанием нового предмета лизинга, его стоимости, размера и графика новых лизинговых платежей (включая зачет уже произведенных платежей по старому предмету лизинга в счет исполнения обязательств в отношении нового предмета лизинга) и т.д. То есть, обязательства сторон не прекращаются, а продолжают действовать в измененном виде.

Однако при этом необходимо учесть то обстоятельство, что оставшийся срок договора финансового лизинга после замены предмета лизинга должен быть достаточным, чтобы превышать 75 процентов срока полезной службы нового предмета лизинга.

Вместе с тем не исключаем риск того, что такая замена может быть расценена налоговыми органами как несоблюдение условий, наличие которых позволяет расценивать передачу имущества в качестве финансового лизинга. В частности, они могут пытаться расценивать замену ранее переданного предмета лизинга как прекращение обязательств по этому предмету лизинга. По нашему мнению, юридически обосновать такую позицию будет достаточно затруднительно, так как с формальной точки зрения в случае изменения условий договора финансового лизинга в виду замены предмета лизинга, обязательства сторон не прекращаются, а продолжают действовать в измененном виде.