Чуть более года назад вступил в силу Кодекс РК «О недрах и недропользовании» (далее – Кодекс), который был призван способствовать привлечению инвестиций в добывающий сектор.
Помимо всего прочего, этот документ принимался с целью унифицировать требования к контрактам на недропользование и, что самое главное, – действительно, несколько уравнять правовые статусы недропользователя и компетентного органа в договорных отношениях. Но что в реальности получили инвесторы, заключившие контракты на разведку, в частности, нефти и газа?
Несмотря на то, что после вступления в силу Кодекса контракты на недропользование продолжили свое действие в текущих редакциях, статьей 278 данного нормативного правового акта предусмотрено следующее: недропользователи, осуществляющие деятельность по разведке или добыче углеводородов в рамках контрактов на недропользование, заключенных до введения в действие Кодекса, имеют право перехода на условия недропользования посредством заключения контракта на разведку и (или) добычу углеводородов в новой редакции, разработанного в соответствии с типовым контрактом, утверждаемым компетентным органом.
Риски перехода на типовой контракт
Таким образом, государство предлагает недропользователям перезаключить действующие контракты и как бы осовременить предыдущие договоренности. В свете нового правового регулирования отношений в сфере недропользования – это вполне логичный шаг.
В то же время, статья 723 Налогового кодекса РК говорит о том, что недропользователь обязан вести раздельный налоговый учет для исчисления налогового обязательства по деятельности, осуществляемой в рамках каждого заключенного контракта на недропользование.
Следовательно, на каждый контракт требуется свой налоговый учет доходов и расходов. А что будет с расходами, понесенными недропользователем по заключенному до вступления в силу Кодекса контракту, если он будет заменен на типовой? В последнее время мы все чаще стали слышать этот вопрос от наших клиентов.
Позиция налогового органа в вопросе возмещения затрат недропользователя
Позиция Комитета государственных доходов Министерства финансов РК сводится к тому, что расходы, фактически произведенные недропользователем до момента начала добычи после коммерческого обнаружения, подлежащие вычету, не могут переноситься между контрактами на недропользование.
Иными словами, расходы, включая НДС, накопленный в период разведки, по контракту на разведку не будут возмещены недропользователю при переходе им на типовую форму контракта на добычу, даже если разведка и добыча относятся к одному участку недр и стороны контрактов те же. Выходит, что недропользователь, вложивший материальные и нематериальные блага в объект инвестирования – участок недр, не сможет рассчитывать на компенсацию понесенных затрат после перехода от разведки к добыче полезных ископаемых, поскольку такие затраты не будут перенесены и в последующем вычтены из его совокупного годового дохода по новому типовому контракту по тому же месторождению.
«Холодный душ» для инвесторов
Ситуация - с одной стороны, государство ратует за создание условий для привлечения инвестиций в сферу недропользования, а, с другой стороны, способно в один момент распугать инвесторов подобными нестыковками правовых норм и (или) их толкованием не в пользу недропользователей.
Абсурдности ситуации добавляет и тот факт, что норма, прямо устанавливающая невозможность перенесения накопленных расходов между контрактами на недропользование по одному участку недр, в законодательстве РК отсутствует. Есть позиция Комитета государственных доходов, но это всего лишь мнение фискального органа – и, на наш взгляд, весьма спорное. Что по этому поводу думают Министерство энергетики РК и органы, регулирующие инвестиционную деятельность в Казахстане, пока неизвестно.
Позиция же недропользователей резонно обосновывается тем, что стороны контракта, их обязательства, местонахождение и границы участка недр, а также некоторые другие условия при перезаключении контрактов не меняются, а значит, накопленные расходы должны учитываться и возмещаться из добычи по контракту в новой редакции. В свое время это было условием, по которому недропользователями принимались инвестиционные решения, – и вдруг их лишают возможности возмещения затрат, понесённых на этапе разведки.
Есть ли выход из ситуации?
Учитывая изложенное, мы считаем, что на сегодняшний день назрела реальная необходимость в проведении, при содействии компетентного органа, Министерства юстиции РК и органов, регулирующих инвестиционную деятельность, переговоров между Комитетом государственных доходов, с одной стороны, и недропользователями – с другой, в результате которых был бы выработан прозрачный и справедливый подход к вопросу налогообложения разведки и добычи углеводородов.
В противном случае, инвестиционному климату в Казахстане будет нанесен непоправимый ущерб.