В гражданском законодательстве Республики Казахстан имеется понятие «нераскрытая информация», право пользование, которой зачастую является предметом лицензионных/сублицензионных договоров, согласно которым правообладатель (лицензиар) предоставляет лицензиату/сублицензиату право использования объектов интеллектуальной собственности, к каковым относится и нераскрытая информация.
Согласно Гражданскому кодексу Республики Казахстан, под нераскрытой информацией понимается техническая, организационная или коммерческая информация, в том числе секреты производства (ноу-хау), неизвестная третьим лицам.
При этом законодательством выдвигается требование, что информация может рассматриваться в качестве нераскрытой, если соблюдены условия, установленные законодательством для служебной и коммерческой информации.
Таковыми условиями являются:
•\tинформация должна иметь действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам
•\tк информации нет свободного доступа на законном основании;
•\tобладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.
В казахстанской практике нераскрытая информация, переданная в пользование по лицензионному/сублицензионному договору, зачастую используется получившими ее лицензиатами/сублицензиатами в своей деятельности, в том числе путем ее последующей передачи для использования своим агентам (консультантам, дистрибьюторам и т.д.). То есть, полученная нераскрытая информация передается лицензиатом/сублицензиатом довольно-таки широкому кругу лиц, с которыми лицензиат/сублицензиат, как правило, не заключает сублицензионные договоры на использование нераскрытой информации, а информация передается на основе других гражданских договоров, заключаемых лицензиатом/сублицензиатом с агентами (консультантам, дистрибьюторам и т.д.).
Вместе с тем в казахстанской практике существует тенденция, что уполномоченными органами такая передача нераскрытой информации лицензиатами/сублицензиатами для использования своими агентами рассматривается как несоблюдение условий, предъявляемым Гражданским кодексом Республики Казахстан к информации для ее признания в качестве нераскрытой, то есть имеющей коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам.
При этом такое понимание уполномоченных органов основывается на том, что при передаче лицензиатом/сублицензиатом нераскрытой информации своим агентам (консультантам, дистрибьюторам и т.д.), потенциальная коммерческая ценность такой информации теряется в силу ее известности третьим лицам.
Таким образом, возникает риск того, что передачу лицензиатом/сублицензиатом нераскрытой информации своим агентам (консультантам, дистрибьюторам и т.д.) не в рамках сублицензионных договоров могут расценить в качестве нарушения условий, предъявляемых законодательством к нераскрытой информации, а именно то, что при такой передаче нераскрытая информация теряет свою действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу известности ее третьим лицам.
Это может иметь в качестве прямых негативных последствий признание лицензионного/сублицензионного договора недействительным с последующим возвратом сторонами всего полученного по сделке.
Однако, по мнению авторов данной статьи законодательство Республики Казахстан дает право лицензиару и лицензиату самим определять способы использования нераскрытой информации лицензиатом/сублицензиатом, в том числе и путем ее передачи лицензиатом/сублицензиатом своим агентам (консультантам, дистрибьюторам и т.д.) на условиях, определенных в лицензионном и сублицензионном договорах.
Так, согласно п.1 ст.966 Гражданского кодекса Республики Казахстан по лицензионному договору сторона, обладающая исключительным правом на результат интеллектуальной творческой деятельности (лицензиар), предоставляет другой стороне (лицензиату) право временно использовать соответствующий объект интеллектуальной собственности определенным способом.
Далее согласно п.1 ст.964 Гражданского кодекса Республики Казахстан использование объекта исключительных прав другими лицами допускается с согласия правообладателя либо в иных случаях, предусмотренных законами Республики Казахстан.
Таким образом, во избежание рисков, описанных выше, мы рекомендуем в лицензионных и сублицензионных договорах максимально подробно указывать право лицензиата/сублицензиата использовать нераскрытую информацию путем привлечения к ее использованию ограниченного круга лиц (агентов, консультантов, дистрибьюторов и т.д.).
Также рекомендуем в лицензионных и сублицензионных договорах давать определение, кто является «третьими лицами» по отношению к нераскрытой информации. Например, таковыми могут быть все другие лица, не предусмотренные в лицензионном/сублицензионном договоре, а также не принявшие на себя обязательство по сохранению конфиденциальности в отношении нераскрытой информации.
Иными словами отношения между лицензиаром, лицензиатом, сублицензиатом и консультантами должны быть структурированы таким образом, чтобы исключить признание агентов (консультантов, дистрибьюторов и т.д.) в качестве третьих лиц.
Что же касается другого условия, предъявляемого к нераскрытой информации, а именно, что «к ней нет свободного доступа на законном основании», то по нашему мнению получение доступа к нераскрытой информации агентами (консультантами, дистрибьюторами и т.д.) на основании гражданских договоров, заключаемых ими с лицензиатом/сублицензиатом, вряд ли можно рассматривать в качестве свободного.
Также, под «законным основанием» в Гражданском кодексе Республики Казахстан понимается основание, предусмотренное законодательством Республики Казахстан.
Данное понимание основывается на Комментарии к Гражданскому кодексу Республики Казахстан, в котором указывается, что «Не может быть признана информацией, составляющей служебную или коммерческую тайну, информация, свободный доступ к которой предусмотрен законодательством». Далее в Комментарии к ГК РК дается пример такого доступа. Так, в законодательстве РК предусмотрен доступ любому лицу к определенной информации по сделкам с недвижимым имуществом (регистрация сделки, зарегистрированные права на недвижимое имущество и т.д.).
Информация, содержащаяся в настоящем Обзоре, общего характера и не может быть использована как юридическая консультация или рекомендация. Пожалуйста, имейте в виду, что Казахстан является развивающейся экономикой, и законодательство и правовая система находятся в постоянном развитии. В случае возникновения каких-либо вопросов в отношении информации, изложенной в настоящем Обзоре, пожалуйста, обращайтесь.