Kazakhstan’s New Customs Code

The Code ‘On Customs Regulation in the Republic of Kazakhstan’ (the ‘Code’) came into force on 1 January 2018. Given the Code mainly aims to comply with the Customs Code of the Eurasian Economic Union (the ‘EEU Code’), the Code implemented most of the EEU Code’s provisions. Such provisions particularly concern the automation of customs processes, e-declaration, automatic release of goods and others. It is assumed that most of the novelties set forth in the Code seek to speed up and optimize customs procedures.

In this review, we specifically would like to draw your attention to the five main novelties of the Code.

1. E-declaring as a Priority

Kazakhstan’s previous Customs Code, dated 30 June 2010, provided for customs declaration in written and electronic forms. A written declaration was a priority, and the procedure for submission and use of e-declaration was determined by the decision of the Eurasian Economic Commission (the ‘Commission’).

The Code defines e-declaration as a priority form and allows the written form of declaration only in the following cases:

1) In respect of goods for personal use;

2) In respect of goods sent in international postal items;

3) In respect of vehicles of international carriage;

4) Placing goods under a customs transit procedure;

5) Using transport (shipment), commercial and other documents, including those stipulated by international treaties of the Republic of Kazakhstan as a customs declaration; and

6) In other cases determined by the Commission.

2. Information Exchange

Chapter 50 of the Code deals with the issues of information exchange between customs authorities as well as with authorized state bodies and organizations of Kazakhstan. Instead of requesting the documents from the declarant, information exchange allows them to be obtained from information systems of state authorities, further allowing the automatic release of goods.

3. Opportunities for Investors

Goods imported as part of investment projects may be declared for release before filing the goods declaration. This can be in accordance with the customs procedures, such as customs territory, free customs zone, free warehouse, temporary import (admission) without payment of customs duties and taxes and other customs procedures as determined by the Commission.

4. Preliminary Information

The Code improved the process of providing the preliminary information, which sought to accelerate customs operations and optimize customs control.

The Code clarifies the list of information subject to mandatory submission, methods, language of provision, expiry date, statutory requirements for registration of preliminary information, cases of refusal to register preliminary information and other requirements.

The goods arriving in the customs territory of the EEU absent mandatory preliminary information, or with violation of the deadline for its submission, as well as persons who failed to provide such preliminary information within established timelines, will be listed in the category of high-risk level of violation of the customs legislation.

Preliminary information may not be provided in relation to:

• Goods for personal use transported by individuals across the customs border of the EEU;

• Goods sent in international mail;

• Goods transported across the customs border of the EEU by certain categories of persons (diplomatic representatives);

• Goods for liquidation of consequences of natural disasters and emergencies;

• Military cargoes, the status of which is confirmed by a military pass issued in accordance with Kazakhstani laws;

• Goods that fall under special customs procedures at the place of arrival;

• Goods of the EEU transported through the territory of non-members of the EEU;

• Goods transported across the customs border of the EEU and imported into the territory of the special economic zone within the customs border of the EEU;

• Goods transported by pipelines or through power transmission lines.

5. Authorized Economic Operator

The Code has extended special simplifications for economic operators. Special simplifications provide for a special performance of certain customs operations and customs control depending on the type of certificate of the authorized economic operator. The Code provides for three types of certificates: I, II and III. Article 536 of the Code details all types of special simplifications for each type of certificate.

The Code has also supplemented conditions for the inclusion of legal entities in the register of operators; the list of grounds for suspension, renewal and exclusion of legal entities from the register of operators have been expanded; exact performance guarantee amounts for the operator’s duties for each type of certificates were defined.

Новый таможенный кодекс Республики Казахстан

1 января 2018 года вступил в силу Кодекс Республики Казахстан «О таможенном регулировании в Республике Казахстан» (далее – «Кодекс»). Ввиду того, что основной целью принятия Кодекса было привести его в соответствие с Таможенным Кодексом Евразийского Экономического Союза (далее – «Кодекс ЕАЭС»), в Кодекс были имплементированы положения Кодекса ЕАЭС. Эти положения касаются, в частности, автоматизации бизнес — процессов на таможне, электронного декларирования, автоматического выпуска товаров и другие. Предполагается, что большая часть нововведений и изменений, предусмотренных Кодексом, направлена на ускорение и оптимизацию таможенных процедур.

В настоящем обзоре мы обращаем Ваше внимание на пять основных нововведений Кодекса.

1. Приоритет электронного декларирования

Предыдущая редакция Кодекса РК «О таможенном деле в Республике Казахстан» от 30 июня 2010 года предусматривала таможенное декларирование в письменной и электронной форме. Приоритетной являлась письменная форма декларирования, а порядок представления и использования таможенной декларации в виде электронного документа определялся решением Евразийской Экономической Комиссии (далее – «Комиссия»).

Кодекс определяет электронную форму декларирования в качестве приоритетной формы декларирования и допускает письменное декларирование только в определенных случаях:

1) при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита;

2) в отношении товаров для личного пользования;

3) в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях;

4) в отношении транспортных средств международной перевозки;

5) при использовании в качестве таможенной декларации транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов, в том числе предусмотренных международными договорами РК;

6) в иных случаях, определяемых Комиссией.

2. Информационное взаимодействие

Глава 50 Кодекса посвящена вопросам информационного взаимодействия таможенных органов друг с другом, а также с уполномоченными государственными органами и организациями Казахстана. Цель данного информационного взаимодействия заключается в том, что таможенные органы не будут запрашивать у декларанта документы, которые могут быть получены из информационных систем государственных органов, что позволяет осуществлять автоматический выпуск товаров.

3. Возможности для инвесторов

Товары, ввозимые в рамках инвестиционных проектов, могут быть заявлены к выпуску до подачи декларации на товары. Товары могут быть заявлены к выпуску до подачи декларации на товары в соответствии с такими таможенными процедурами как переработка на таможенной территории, свободная таможенная зона, свободный склад, временный ввоз (допуск) без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также в соответствии с иными таможенными процедурами, которые определяются Комиссией.

4. Предварительная информация

Кодекс усовершенствовал процессы представления предварительной информации, которая направлена на ускорение совершения таможенных операций и оптимизацию проведения таможенного контроля.

Кодексом уточнен перечень информации, подлежащей обязательному представлению, методы, язык представления, срок хранения, требования регистрации предварительной информации, случаи отказа в регистрации предварительной информации и прочие требования.

Товары, прибывшие на таможенную территорию ЕАЭС без представления предварительной информации, которая должна представляться в обязательном порядке, или с нарушением сроков ее представления, а также лица, которые не представили такую предварительную информацию в установленные сроки, относятся к категории высокого уровня риска нарушения таможенного законодательства.

Предварительная информация может не представляться в отношении:

• товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС физическими лицами;

• товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях;

• товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС отдельными категориями лиц (дипломатические представители);

• товаров, перемещаемых для ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф;

• воинских грузов, статус которых подтверждается пропуском (воинским пропуском), выданным в соответствии с законодательством РК;

товаров, помещаемых под специальную таможенную процедуру в месте прибытия;

• товаров ЕАЭС, перевозимых через территории государств, не являющихся членами ЕАЭС;

• товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС и ввозимых на территорию специальной эжкономической зоны, пределы которой полностью или частично совпадают с участками таможенной границы ЕАЭС;

• товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи.

5. Уполномоченный экономический оператор

Кодекс расширил специальные упрощения для экономических операторов. Под специальными упрощениями понимаются особенности совершения отдельных таможенных операций и проведения таможенного контроля, применяемые в зависимости от типа свидетельства уполномоченного экономического оператора. При этом, Кодекс предусматривает три типа свидетельств: от первого типа до третьего. Статья 536 Кодекса детально перечисляет все виды специальных упрощений в отношении каждого типа свидетельств.

Кодекс также дополнил условия включения юридических лиц в реестр операторов, расширен перечень оснований для приостановления, возобновления и исключения юридических лиц из реестра операторов, определены точные суммы обеспечения исполнения обязанностей оператора, которые различаются в зависимости от свидетельств каждого типа.