Legislative News. September-October 2017

This Client Update covers key amendments to the laws of the Republic of Kazakhstan (‘RK’) and various legal developments introduced in September-October 2017.

NOVELTIES IN LEGISLATION

The laws covered by this Client Update are related to both public and private sectors. Some of them may be of interest to you as they may affect your business in Kazakhstan.

We would like to draw your attention to the following legislative acts.

DECREES

New Special Economic Zone (SEZ)

On 6 October 2017, the Prime-Minister of the RK signed Decree No. 624 ‘On Certain Matters of Special Economic Zones’.

According to the Decree, a special economic zone ‘International Center for Cross-Border Cooperation ‘Khorgos’ was established for duration up to 2041. The Decree sets forth SEZ regulations, key performance indicators and critical level for failure to reach those indicators.

In addition, the Decree approved the regulations on ‘Morport Aktau’, ‘Ontustik’ and ‘Pavlodar’ SEZ, including key performance indicators and critical level for failure to reach those indicators.

The Decree came into force on 6 October 2017.

Private Court Bailiff Payment

On 21 October 2017, the Prime Minister of the RK signed Decree No. 666 ‘On Amendments to Government Decree No. 1053 dated 24 December 2015 ‘On Fee Determination for Private Court Bailiff’s Services Related to Enforcement of Writs of Execution on Recovery of Alimony and Wages’.

The Decree sets the amount of 15 MCI* to be paid to private court bailiffs per one enforcement proceeding related to enforcement of writs of execution on recovery of alimony and wages.

The Decree came into force on 6 November 2017.

ORDERS

Control Measuring Devices

On 29 June 2017, the Minister of Energy of the RK signed Order No. 227 ‘On Approval of the Rules for Equipping Production Facilities with Control Measuring Devices and Ensuring the Functioning of Control Measuring Devices’. On 15 September 2017, the Minister of Investment and Development of the RK also approved the Order.

In accordance with the Order, control measuring devices (CMD) are installed at production facilities in accordance with technological scheme of production facilities of the entities engaged in oil production and turnover (‘Subjects’).

Volume measurements of CMD are determined according to a certified and statutorily registered methodology for performing measurements with margin of error as per GOST 8.587-2006 ‘NUMAS. Mass of oil and oil products. General requirements for measurements technique’.

The data from CMD installed in the Subject’s scheme is stored and processed in its software. Transfer of processed data from CMD to the oil accounting system is carried out through the Subjects’ software.

The Order will come into force on 1 January 2020.

SUPREME COURT NORMATIVE RESOLUTIONS

Settlement of employment disputes

On 6 October 2017, the Supreme Court of the RK adopted Normative Resolution No. 9 ‘On Certain Matters Related to Exercise of Justice by Courts in Employment Disputes’. We would like to draw your attention to the following important clarifications:

• Conciliation commissions consider individual employment disputes with respect to (i) employment relations, (ii) relations directly related to employment issues, (iii) social partnership, and (iv) safety and labor protection;

• If a party to an employment dispute does not agree with the decision of conciliation commission in whole or in part, the dispute is deemed unsettled. Such party is entitled to file a claim with the court for settlement of an employment dispute;

• Even if a party to an employment dispute fails to observe the deadline for applying to conciliation commission, the conciliation commission must consider its application and award a ruling to enable such dissenting party to further file a claim with the court;

• Claims in employment disputes must be filed with the court at the location of the defendant;

• If an employee or employer (customer/contractor) fails to confirm employment in a documentary form, the dispute over the existence or absence of employment between the parties may be settled by the court without first applying to the conciliation commission;

• Courts must distinguish civil-law relations from employment relations. The nature of employment relations may be evidenced by employee’s personal performance of his/her employment function under a certain qualification, specialty, profession subject to the labor order, with payment of salary by the employer;

• The employer’s act must indicate grounds for termination of employment contract pursuant to the Labor Code. Otherwise, the court must invalidate respective acts;

• Termination of employment contract due to the non-conformity of employee with the position held due to insufficient qualification confirmed by the results of attestation must be based on the decision of the attestation commission with at least one representative of the employees present, unless the laws provide otherwise;

• If during consideration of a dispute on employment restoration of a person whose employment contract is terminated by agreement of the parties, the court concludes that the employment contract provides for the employer’s right to terminate employment contract without notifying employee and without specifying the date of termination but with the payment of compensation set forth by the employment contract, such employee cannot be restored;

• It is prohibited to impose full material liability on the employee for the damage which can be classified as normal industrial and economic risk.

The Normative Resolution came into force on 24 October 2017.

INSURANCE DISPUTES

On 6 October 2017, the Supreme Court issued the Normative Resolution No. 8 ‘On Judicial Practice on Disputes Arising from Insurance Contracts’. We would like to draw your attention to the following important clarifications:

• Insurance-related disputes are considered according to the general rules of territorial jurisdiction – at the location of the defendant;

• With respect to payment of the state duty, monetary claims include claims for recovery of insurance payment including subrogation or recourse claim, collection of penalty interest and others. Non-monetary claims include appeal against refusal of the insurer to make an insurance payment, recognition of occurrence of the insured event, invalidation of the insurance contract and others;

• Policy holders and insurers are exempt from payment of state duties regardless of whether they act as claimant or defendant, whereas beneficiaries do not enjoy such benefit;

• Claims arising from insurance contracts have general statute of limitations of three years. Change of creditors due to subrogation does not entail change in statute of limitations and the procedure for calculation thereof, hence the debtor can claim expiration of this period in the same way as if the former creditor acted instead of the new one;

• Policy holder must inform the insurer about all circumstances known that are of significant importance for determining probability of occurrence of the insured event and the amount of possible losses from its occurrence. Policy holder’s report to an insurer of knowingly false information about insurance object, insurance risk, insurance event and its consequences is a basis for an insurer to refuse making a payment;

• Subrogation is a transfer to an insurer that carried out insurance payment of the right of claim which the policy holder (beneficiary) lodges against a person responsible for losses compensated by insurance. Subrogation is not a recourse claim and is possible only under property insurance contracts. In case of recourse claim, a new obligation arises whereas in subrogation only a person (creditor) is changed in the existing obligation;

• Insurance amount is the amount of money for which the insured object is insured and which represents ultimate liability of the insurer in case of insured event. The obligation of the person, who insured against liability, to compensate difference between insured amount and actual amount of damage in accordance with Article 924 of the Civil Code arises only in case of insufficiency of the insurance amount for full compensation of the damage caused; and

• Amount of damage associated with loss of earnings (income) due to level of employee’s loss of professional capacity or death is determined by an insurer in accordance with the Civil Code. Insurance payment implies compensation of lost earnings and compensation of additional expenses caused by damage to health.

The Normative Resolution came into force on 24 October 2017.

Court Practice on the Special Part of the Administrative Code

On 6 October 2017, the Supreme Court of the RK issued Normative Resolution No. 7 ‘The Court Practice on the Special Part of the Code of the Republic of Kazakhstan on Administrative Offenses’. We would like to draw your attention to the following important clarifications:

• Bringing individual entrepreneurs and legal entities to administrative liability releases an employee of such individual entrepreneur or legal entity from administrative liability for the same offense;

• Illegal interference of government officials may result in abuse of public authority. Illegal interference of government officials exercising supervisory and control functions as well as local executive bodies’ interference into the activities of individual entrepreneurs, legal entities by issuing illegal acts and giving illegal orders that impede their entrepreneurial activity is an administrative offense;

• If a legal entity voluntarily refuses to continue licensed activity or ceases full-time entrepreneurial activity, its license and (or) the application to the license terminates. In such cases, the licensee must return the license within 10 business days, save for e-license. Failure to comply with this obligation does not constitute an offense but leads to mandatory payment of a license fee;

• For failure to timely provide required documents, materials or information at the advocate’s query while performing his/her professional duties or for incompletely providing such documents, materials or information, an official faces administrative liability for precluding an advocate’s legitimate activities.

The Normative Resolution came into force on 24 October 2017.

DRAFT LAWS

Currency Regulation and Currency Control

In September 2017, the Draft Law of the RK ‘On Currency Regulation and Currency Control’ was submitted for review to the Majilis of the Parliament of the RK.

In accordance with the currency control laws, the residents are all legal entities incorporated in accordance with the Kazakhstan laws, located in the RK, as well as their branches and representative offices located in and outside Kazakhstan.

Whereas the currently effective Tax Code of the RK determines that residents are legal entities incorporated in accordance with the Kazakhstan laws and (or) legal entities incorporated in accordance with foreign laws, the place of effective management (location of actual management body) of which is located in the RK.

Given the fact that the notions of residency for branches and representative offices in tax laws and currency control laws respectively currently differ, it is proposed to ensure uniformity of such notions. The dual approach to the residence of the branches and representative offices poses certain legal problems and ambiguities.

It is also contemplated to fill in the legislation gap due to adoption of the Constitutional Law of the RK ‘On the International Financial Center ‘Astana’, as well as the draft law ‘On Special Economic Zone – International Center for Cross-Border Cooperation ‘Khorgos’, which provide for special regime for currency transactions.

Furthermore, it is contemplated to clarify circulation of currency valuables in the RK, the list of currency transactions permitted between residents, determine procedure for opening accounts by residents in foreign banks taking into account step-by-step introduction of a universal declaration of individuals’ property and income.

*Monthly Calculated Index in the amount of KZT 2,405 for 2018.

Нововведения в законодательстве. Сентябрь-октябрь 2017

Данный ОБЗОР ДЛЯ КЛИЕНТОВ включает наиболее важные изменения и дополнения в законодательство Республики Казахстан («РК»), имевшие место в сентябре и октябре 2017 года.

НОВОВВЕДЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Нормативные правовые акты затрагивают как публичный, так и частный секторы. В их числе есть и те, которые могут привлечь Ваше внимание и определенным образом повлиять на Ваш бизнес в Казахстане.

Нам бы хотелось обратить Ваше внимание на следующие нормативные правовые акты.

ПОСТАНОВЛЕНИЯ

Новая специальная экономическая зона (СЭЗ)

6 октября 2017 года Премьер-Министр РК подписал Постановление № 624 «О некоторых вопросах специальных экономических зон».

Согласно данному Постановлению была создана специальная экономическая зона «Международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос», которая будет действовать до 2041 года. Постановлением утверждено положение о СЭЗ, целевые индикаторы функционирования и критический уровень недостижения целевых индикаторов.

Кроме того, были утверждены положения о СЭЗ «Морпорт Актау», «Оңтүстік» и «Павлодар», включая их целевые индикаторы функционирования и критический уровень недостижения целевых индикаторов.

Постановление вступило в силу 6 октября 2017 года.

Оплата деятельности частного судебного исполнителя

21 октября 2017 года Премьер-Министр РК подписал Постановление № 666 «О внесении изменения в постановление Правительства Республики Казахстан от 24 декабря 2015 года № 1053 «Об установлении размера оплаты деятельности частного судебного исполнителя, связанной с принятием принудительных мер по исполнительным документам о взыскании алиментов и заработной платы».

Согласно Постановлению установлена оплата деятельности частного судебного исполнителя, которая связана с принятием принудительных мер по исполнительным документам о взыскании алиментов и заработной платы, в размере 15 МРП* на одно исполнительное производство.

Постановление вступило в силу 6 ноября 2017 года.

ПРИКАЗЫ

Контрольные приборы учета

29 июня 2017 года Министр энергетики РК подписал Приказ № 227 «Об утверждении Правил оснащения производственных объектов контрольными приборами учета и обеспечения функционирования контрольных приборов учета». 15 сентября 2017 года Министр по инвестициям и развитию РК согласовал данный Приказ.

В соответствии с Приказом контрольные приборы учета (КПУ) устанавливаются на производственных объектах в соответствии с технологической схемой производственных объектов субъектов, осуществляющих деятельность в сфере добычи и оборота нефти («Субъекты»).

Закреплено, что измерения объемов КПУ определяются на основе аттестованной и зарегистрированной в реестре государственной системы обеспечения единства измерений методики выполнения измерений с погрешностью, соответствующей требованиям ГОСТ 8.587-2006 «ГСОЕИ. Масса нефти и нефтепродуктов. Общие требования к методикам выполнения измерений».

Информация с КПУ, расположенных на схемах Субъектов, сохраняется и обрабатывается в их программном обеспечении. Передача обработанной информации с КПУ в Информационную систему учета нефти осуществляется посредством программного обеспечения Субъектов.

Приказ вводится в действие 1 января 2020 года.

НОРМАТИВНЫЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ВЕРХОВНОГО СУДА

Трудовые споры

6 октября 2017 года Верховным Судом было принято Нормативное постановление №9 «О некоторых вопросах применения судами законодательства при разрешении трудовых споров». Мы бы хотели обратить Ваше внимание на некоторые важные разъяснения:

• Согласительными комиссиями рассматриваются индивидуальные трудовые споры по вопросам, возникающим в процессе применения трудового законодательства, при регулировании: (i) трудовых отношений, (ii) отношений, непосредственно связанных с трудовыми, (iii) социального партнерства, а также (iv) безопасности и охраны труда;

• Если сторона индивидуального трудового спора не согласна с решением согласительной комиссии в целом или в части, спор считается неурегулированным. Такая сторона вправе обратиться за разрешением трудового спора в суд;

• Даже в случае пропуска стороной индивидуального трудового спора срока обращения в согласительную комиссию, ее заявление должно быть рассмотрено согласительной комиссией с вынесением решения, что позволит стороне, не согласной с этим решением, реализовать свое право обращения в суд;

• Иски по спорам, вытекающим из трудовых правоотношений, подлежат предъявлению в суд по месту нахождения ответчика;

• В случае, когда работник или работодатель (заказчик либо исполнитель) не имеет возможность подтвердить наличие трудовых отношений документально, спор по поводу наличия либо отсутствия трудовых отношений между сторонами может быть разрешен в судебном порядке без обращения в согласительную комиссию;

• Судам надлежит разграничивать гражданско-правовые отношения от трудовых правоотношений. О характере трудовых отношений может свидетельствовать личное выполнение работником трудовой функции по определенной квалификации, специальности, профессии с подчинением трудовому распорядку и выплата ему работодателем заработной платы;

• В акте работодателя в соответствии с Трудовым кодексом должно быть указано основание для прекращения трудового договора. В противном случае судам следует признавать соответствующие акты недействительными;

• Расторжение трудового договора ввиду несоответствия работника занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, должно основываться на решении аттестационной комиссии, в составе которой должен участвовать представитель работников, если иное не установлено законами РК;

• Если при рассмотрении спора о восстановлении на работе лица, трудовой договор с которым расторгнут по соглашению сторон, суд придет к выводу, что в трудовом договоре по соглашению с работником предусмотрено право работодателя на расторжение трудового договора, без направления уведомления работнику и без уточнения даты расторжения, но с выплатой компенсации, размер которой определяется трудовым договором, то работник не может быть восстановлен на работе;

• Недопустимо возложение на работника полной материальной ответственности за ущерб, который может быть отнесен к категории нормального производственно-хозяйственного риска.

Постановление вступило в силу 24 октября 2017 года.

Споры по страхованию

6 октября 2017 года Верховным Судом было вынесено Нормативное постановление №8 «О судебной практике по спорам, вытекающим из договоров страхования». Мы бы хотели обратить Ваше внимание на некоторые важные разъяснения:

• Споры по страхованию рассматриваются по общим правилам территориальной подсудности – по месту нахождения ответчика;

• По вопросам оплаты госпошлины, к требованиям имущественного характера относятся требования о взыскании страховой выплаты, в том числе, в порядке суброгации или в порядке обратного требования, о взыскании пени и другие. К требованиям неимущественного характера относятся требования об обжаловании отказа страховщика произвести страховую выплату, о признании факта наступления страхового случая, о признании недействительным договора страхования и другие;

• Страхователи и страховщики освобождаются от уплаты госпошлины независимо от того, выступают ли они в процессе в качестве истца или ответчика, в то время как выгодоприобретатели такой льготой не пользуются;

• На требования, вытекающие из договоров страхования, распространяется общий срок исковой давности – три года. Перемена лиц в обязательстве при суброгации не влечет изменения срока исковой давности и порядка его исчисления, поэтому должник может заявить о пропуске этого срока точно так же, как если бы вместо нового кредитора действовал прежний;

• Страхователь при заключении договора страхования обязан сообщить страховщику известные страхователю обстоятельства, имеющие существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков от его наступления. Сообщение страхователем страховщику заведомо ложных сведений об объекте страхования, страховом риске, страховом случае и его последствиях является одним из оснований для отказа страховщика в осуществлении страховой выплаты;

• Суброгация – это переход к страховщику, осуществившему страховую выплату, права требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования. Суброгация не является видом регрессных требований и возможна лишь по договорам имущественного страхования. При регрессе возникает новое обязательство, тогда как при суброгации происходит перемена лица (кредитора) в существующем обязательстве;

• Страховая сумма – сумма денег, на которую застрахован объект страхования и которая представляет собой предельный объем ответственности страховщика при наступлении страхового случая. Обязанность лица, застраховавшего свою ответственность, возместить разницу между страховой суммой и фактическим размером ущерба в соответствии со статьей 924 ГК возникает лишь в случае недостаточности страховой суммы для полного возмещения причиненного вреда;

• Размер вреда, связанного с утратой заработка (дохода) ввиду установления работнику степени утраты профессиональной трудоспособности или его смерти, определяется страховщиком в соответствии с требованиями ГК. Страховая выплата подразумевает возмещение утраченного заработка и возмещение дополнительных расходов, вызванных повреждением здоровья.

Постановление вступило в силу 24 октября 2017 года.

Вопросы по применению судами норм Особенной части Кодекса РК об административных правонарушениях

6 октября 2017 года Верховным Судом было вынесено Нормативное постановление №7 «О некоторых вопросах применения судами норм Особенной части Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях». Мы бы хотели обратить Ваше внимание на некоторые важные разъяснения:

• Привлечение к административной ответственности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц освобождает от административной ответственности за данное правонарушение работника индивидуального предпринимателя и юридического лица;

• Незаконное вмешательство должностных лиц государственных органов может выражаться в превышении власти или злоупотреблении должностными полномочиями. Незаконное вмешательство должностных лиц государственных органов, осуществляющих надзорные и контрольные функции, а также местных исполнительных органов в деятельность индивидуальных предпринимателей, юридических лиц путем издания незаконных актов и дачи незаконных поручений, препятствующих их предпринимательской деятельности, является административным правонарушением;

• При добровольном отказе субъекта предпринимательства от продолжения лицензируемой деятельности или полном прекращении предпринимательской деятельности действие его лицензии и (или) приложения к лицензии прекращается. В таких случаях лицензиат обязан в течение 10 рабочих дней вернуть лицензию, за исключением случая оформления лицензии только в электронной форме. Неисполнение этой обязанности не образует состава правонарушения, но на него возлагается уплата лицензионного сбора;

• За непредоставление в установленные сроки запрашиваемых адвокатом необходимых документов, материалов или сведений, требуемых для осуществления его/ее профессиональных обязанностей, либо предоставление таких документов, материалов или сведений в неполном объеме, должностное лицо подлежит привлечению к административной ответственности за воспрепятствование законной деятельности адвоката.

Постановление вступило в силу 24 октября 2017 года.

ЗАКОНОПРОЕКТЫ

Валютное регулирование и валютный контроль

В сентябре 2017 года на рассмотрение Мажилиса Парламента РК было внесено досье на проект Закона РК «О валютном регулировании и валютном контроле».

Резидентами в соответствии с валютным законодательством считаются все юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РК, с местом нахождения на территории Республики Казахстан, а также их филиалы и представительства с местом нахождения в Республике Казахстан и за ее пределами.

В то время как в соответствии с ныне действующим Налоговым кодексом РК резидентами являются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Республики Казахстан и (или) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранного государства, место эффективного управления (место нахождения фактического органа управления) которых находится в РК.

Предлагается обеспечить соответствие понятия резидентства для филиалов и представительств в налоговом и валютном законодательствах, которые в настоящее время различны. Двойственный подход к определению резидентства филиалов и представительств создает определенные правовые проблемы в единообразном регулировании отношений в рамках валютного законодательства.

Также планируется восполнить другие пробелы валютного законодательства, возникшие в результате принятия Закона РК «О международном финансовом центре «Астана», а также проекта Закона РК «Об особой экономической зоне – Международный центр пограничного сотрудничества «Хоргос», в которых предусматривается особый порядок валютных операций.

Предлагается уточнить вопросы обращения валютных ценностей на территории РК, перечень разрешенных между резидентами валютных операций, определить порядок открытия счетов резидентами в иностранных банках с учетом поэтапного введения всеобщего декларирования доходов и имущества физических лиц.

*МРП – месячный расчетный показатель в размере 2405 тенге в 2018 году