Legislative News

This CLIENT UPDATE includes amendments and additions to the legislation of the Republic of Kazakhstan in January 2012.

LEGISLATIVE NEWS

In January 2012 there were adopted 208 legislative, including:

• Laws of the Republic of Kazakhstan – 21.

• Decrees of the President of the Republic of Kazakhstan – 28;

• Resolutions of the government of the Republic of Kazakhstan – 130;

• Other regulatory legal acts.

Most of these regulatory legal acts concern the public sector, but among them there are some, which may attract your attention and affect your business in Kazakhstan in a certain way.

We would like to draw your attention to the following regulatory legal acts:

Business: financing, state support, state procurement

1) The Law of the Republic of Kazakhstan, dated 09 January 2012 No.534-IV «On state support of industrial and innovative activities»

The Law sets legal, economic and organizational bases of stimulation of industrial and innovative activities and defines measures of its state support.

The purpose of the state support of industrial and innovative activities is to increase of competitiveness of national economy, by stimulating the development of priority sectors of the economy, defined by the President of RoK.

2) The Law of the Republic of Kazakhstan, dated 12 January 2012 No.539-IV «On introducing amendments and addenda to some legislative acts of RoK acts for implementation of the mechanism of project financing»

In particular, according to the Law, project financing is provided through a special finance company, status and legal position of which is defined by the Law of RoK «On Securitization».

Special finance company established both for securitization transactions, and for project finance transactions, has limited liability for the obligations. Own funds of special finance company are separate from the rights of the requirement conceded to special finance company on the contract of financing under a concession of the rights of the requirement. The concept of «the dedicated assets» is disclosed, introduced the concept of «the project finance transactions».

The dedicated assets intended to secure performance of obligations to creditors, are excluded from bankruptcy assets of special finance company. This measure is objectively necessary to attract long-term financing of capital-intensive projects within the country, under the existing legal and economic risks.

In order to effectively protect the rights of creditors and grantor for project financing, with the participation of the State, it is proposed to introduce the mechanism of operational changeover of the performer, improperly executing its obligations under the concession agreement, in order to avoid the suspension of project activities.

The Law will allow the state to regulate effectively the relations arising in connection with project financing at level of all regulatory legal acts, the effect of which, to some extent, apply to the specified relations.

The Law will affect the assessment of development opportunities of project financing in Kazakhstan, from interested international organizations, investors, banks, rating agencies and will allow to reduce the risks of financing in national projects. It is intended eventually to reduce the cost of international capital, involved in the domestic market.

3) The Law of the Republic of Kazakhstan dated 13 January 2012 No.543-IV «On introducing amendments and addenda in some legislative acts of the Republic of Kazakhstan on issues of state procurement»

The Law simplifies and automates activities of customers and organizers of the state procurement, promotes extension of the competition and preventing of abuses in this area, making the system of the state procurement more transparent and open.

The Law introduced the new method of the state procurement, such as electronic auction.

Family and marriage relationships

1) On 26 December 2011 was adopted the Code of the Republic of Kazakhstan «On marriage (matrimony) and family».

The code defines the purposes, objectives, principles and legal bases for regulation of the marriage and family (matrimonial and family) relations, provides protection of the rights and interests of a family, defining its development priority for the state social policy of RoK.

Marriage and family legislation of the RoK:

• establishes the rights and obligations, property and personal non-property relationships between family members: spouses, parents and children, and in the cases and within provided marriage and family legislation of the Republic of Kazakhstan, among other relatives and other persons;

• determine the conditions and order of marriage (matrimony), termination of marriage (matrimony), and its annulment;

• determine the form and order of the placement in a family of orphans, children left without parental care;

• regulates the procedure for state registration of civil status;

• defines functions of the state authorities which are carrying out state registration of civil status.

The Law comes into force after ten calendar days after its first official publication

Exchange control

1) The Law of the Republic of Kazakhstan dated 06 January 2012 No.530-IV «On introducing amendments and addenda to some legislative acts of the Republic of Kazakhstan on issues of exchange regulation and exchange control»

The Law is aimed on:

• improvement of mechanisms of exchange control, including compliance with the requirements of repatriation, by replacing the procedure of transaction of passport application procedure as a document required for customs clearance, on the procedure of registration of the contract by affixing a stamp print on the contract, indicating the bank account number of the contract;

• procedure of simplification by residents of separate types of exchange transactions and clarify procedures regimes of exchange regulation;

• alignment the norms of the Law of RoK «On exchange regulation and exchange control» with the Contract on the order of relocation by individuals of cash money and (or) monetary tools through customs boundary of the Customs Union.

The Law is to be entered into force after ten calendar days after its first official publication, except for the paragraph 6 pp 3), paragraph 4 pp 5) and paragraph 2 pp 13) p. 2 of Article 1, which was entered into force on 01 January, 2012

The Law on gas:

1) Kazakhstan has adopted a long-awaited Law of the Republic of Kazakhstan dated 09 January 2012 No.532-IV «On gas and gas supply.”

The Law defines legal, economic and organizational basis for the regulation of social relations in the sphere of gas and gas supply in the RoK, and is aimed at creating conditions for the domestic needs of the RoK in the gas, as well as for efficient, reliable and safe operation of gas supply systems. The law extends on the relations in the gas and gas supply sphere.

Provisions of the Law do not apply on the relations arising in case of implementation of liquefied oil gas in bulbs with capacity less than one kilogram.

The purposes of state regulation in the sphere of gas and gas supply are support of energetic and ecological safety, improving of economic and social situation of the population of RoK.

Intellectual property

1) The Law of the Republic of Kazakhstan dated 12 January 2012 No.537-IV «On introducing amendments and addenda to some legislative acts of the Republic of Kazakhstan on issues of intellectual property»

The Law amends and supplements governing intellectual property rights.

In particular, according to the changes, it is provided responsibility for illegal use of objects of copyright and (or) allied rights by the organization, creation of Internet resources for further access to an exchange, storage, relocation of copies of works and (or) objects of the allied rights in an electronic digital format.

The changes made to the Civil code, are directed on a legislative regulation of priority of registration of different means of an individualization of the goods, operations and services. Besides, in case of non-use of trademark without a valid reason continuously within three years its registration can be canceled on request of any interested person. Amendments to other legislation acts are directed on elimination of internal contradictions, legislative strengthening of the status of the patent attorneys, as well as reducing the term of consideration of applications for objects of an industrial property.

Made changes and additions to the Law «On Trademarks, Service Marks and Appellations of Origin» are aimed at improving the rules governing the priority of registration of geographical indications and trademarks, and further harmonization of legislation with the norms of international law.

Operations with oil products

1) The resolution of the Government of the Republic of Kazakhstan dated 27 October 2011 No.1210 «On approval of rules for the accreditation of wholesale suppliers of oil products»

Wholesale implementation of oil products is permitted by wholesale suppliers of oil products only in the presence of the certificate on the accreditation, issued by authorized body in the field of production of oil products, except for:

• manufacturers of oil products;

• wholesale suppliers of the oil products, implementing oil products, produced as a result of processing independently extracted and (or) imported crude oil and (or) gas condensate.

This Resolution shall enter into force on 01 February 2012.

2) The Resolution of Government the Republic of Kazakhstan No.137 dated 01 January 2012 «On Approval of the Rules to monitor the production and implementation of oil products»

Rules are developed according to the Law of the Republic of Kazakhstan from 20 July 2011 «About state regulation of production and turnover of certain types of oil products» and establish the procedure of monitoring of production and implementation of oil products.

Monitoring of production and turnover of oil products is carried out by an authorized body in the field of production of oil products and includes:

• monitoring the produced volume of oil products in the Republic of Kazakhstan by their types;

• monitoring of implementation of oil products in the Republic of Kazakhstan, including export and import of oil products;

• monitoring of wholesale and retail prices of the oil products produced in the Republic of Kazakhstan;

• monitoring of needs of regions, the cities of republican value and the capital in oil products

Information on monitoring of production and implementation of oil products is created by authorized body in the field of production of oil products on the basis of information provided by manufacturers, producers of low-power, wholesale suppliers of oil products, local executive bodies, and the authorized body on customs issues.

Information contained in this Client Update is of general nature and cannot be used as legal advice or recommendation. Please seek for a specific advice in relation to any questions. Please note that Kazakhstan and Turkmenistan are emerging economies and their legislation and legal systems are in constant development. Should you have any questions or would like to discuss subjects addressed in this Client Update please contact us.

Нововведения в законодательстве

Данный ОБЗОР ДЛЯ КЛИЕНТОВ включает изменения и дополнения в законодательство Республики Казахстан и основные назначения, имевшие место в январе 2012 года.

НОВОВВЕДЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

В январе 2012 года было принято 208 законодательных актов, включая:

Законы Республики Казахстан – 21.

Указы Президента Республики Казахстан – 28;

Постановления Правительства Республики Казахстан – 130;

и иные нормативные правовые акты.Большинство из данных нормативных правовых актов затрагивают публичный сектор, но в их числе есть и те, которые могут привлечь Ваше внимание и оказать определенное влияние на Ваш бизнес в Казахстане.Нам бы хотелось обратить Ваше внимание на следующие нормативные правовые акты:

Бизнес: финансирование, государственная поддержка, государственные закупки

1) Закон Республики Казахстан от 09 января 2012г. № 534-IV «О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности»

Закон устанавливает правовые, экономические и организационные основы стимулирования индустриально-инновационной деятельности и определяет меры ее государственной поддержки.

Целью государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности является повышение конкурентоспособности национальной экономики на основе стимулирования развития приоритетных секторов экономики, определяемых Президентом РК.

2) Закон Республики Казахстан от 12 января 2012г. № 539-IV «О внесении вносятся изменений и дополнений в ряд законодательных актов РК для внедрения механизма проектного финансирования»

В частности, согласно Закону проектное финансирование осуществляется посредством специальной финансовой компании, статус и правовое положение которой определено Законом РК «О секьюритизации».

Специальная финансовая компания, учреждаемая как для сделок секьюритизации, так и для сделок проектного финансирования, имеет ограниченную ответственность по обязательствам. Собственные средства специальной финансовой компании обособлены от прав требования, уступленных специальной финансовой компании по договору финансирования под уступку прав требования. Раскрыто понятие «выделенных активов», вводится понятие «сделки проектного финансирования».

Выделенные активы, предназначенные для обеспечения исполнения обязательств перед кредиторами, исключаются из конкурсной массы специальной финансовой компании. Данная мера объективно необходима, чтобы привлечь долгосрочное финансирование капиталоемких проектов внутри страны при существующих правовых и экономических рисках.

В целях эффективной защиты прав кредиторов и концедента при проектном финансировании с участием государства предлагается ввести механизм оперативной замены исполнителя, ненадлежащим образом исполняющего свои обязательства по договору концессии во избежание приостановления деятельности по реализации проекта.

Закон повлияет на оценку возможностей развития проектного финансирования в Казахстане со стороны заинтересованных международных организаций, инвесторов, банков, рейтинговых агентств и позволит снизить риски финансирования в национальные проекты. Это направлено в итоге на снижение стоимости привлекаемого на внутренний рынок международного капитала.

3) Закон Республики Казахстан от 13 января 2012г. № 543-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственных закупок»

Закон упрощает и автоматизирует деятельность заказчиков и организаторов государственных закупок, способствует расширению конкуренции и предотвращению злоупотреблений в данной сфере, делает систему государственных закупок более прозрачной и открытой.

Законом внедряется новый способ государственных закупок, такой как электронный аукцион.

Семейно-брачные отношения

1) 26 декабря 2011г. принят Кодекс РК «О браке (супружестве) и семье».

Кодекс определяет цели, задачи, принципы и правовые основы регулирования брачно-семейных (супружеско-семейных) отношений, обеспечивает защиту прав и интересов семьи, определяя ее развитие приоритетным направлением государственной социальной политики РК.

Брачно-семейное законодательство РК:

• устанавливает права и обязанности, имущественные и личные неимущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми, а в случаях и в пределах, предусмотренных брачно-семейным законодательством Республики Казахстан, между другими родственниками и иными лицами;

• устанавливает условия и порядок вступления в брак (супружество), прекращения брака (супружества) и признания его недействительным;

• определяет формы и порядок устройства в семью детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей;

• регулирует порядок государственной регистрации актов гражданского состояния;

• определяет функции государственных органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния.

Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования

Валютное регулирование

1) Закон Республики Казахстан от 06 января 2012г. № 530-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам валютного регулирования и валютного контроля»

Закон направлен на:

• совершенствование механизмов валютного контроля, в том числе, за выполнением требования репатриации, путем замены процедуры оформления паспорта сделки как документа, необходимого для таможенного оформления, на процедуру учетной регистрации контракта путем проставления на контракте оттиска штампа банка с указанием учетного номера контракта;

• упрощение порядка осуществления резидентами отдельных видов валютных операций и уточнение процедур режимов валютного регулирования;

• приведение норм Закона РК «О валютном регулировании и валютном контроле» в соответствие с Договором о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза.

Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования, за исключением абзаца шестого пп. 3), абзаца четвертого пп. 5) и абзаца второго пп. 13) п. 2 статьи 1, которые вводятся в действие с 01 января 2012г.

Закон о газе:

В Казахстане принят долгожданный Закон Республики Казахстан от 09 января 2012г. № 532-IV «О газе и газоснабжении».

Закон определяет правовые, экономические и организационные основы регулирования общественных отношений в сфере газа и газоснабжения в РК и направлен на создание условий для обеспечения внутренних потребностей РК в газе, а также для эффективной, надежной и безопасной эксплуатации объектов систем газоснабжения.

Закон распространяется на отношения в сфере газа и газоснабжения.

Положения Закона не распространяются на отношения, возникающие при реализации сжиженного нефтяного газа в баллонах вместимостью менее одного килограмма.

Целями государственного регулирования в сфере газа и газоснабжения являются обеспечение энергетической и экологической безопасности, улучшение социально-экономического положения населения РК.

Интеллектуальная собственность

1) Закон Республики Казахстан от 12 января 2012г. № 537-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам интеллектуальной собственности»

Данным Законом вносятся изменения и дополнения, регулирующие вопросы прав интеллектуальной собственности.

В частности, согласно изменениям, предусматривается ответственность за незаконное использование объектов авторского и (или) смежных прав путем организации, создания интернет-ресурсов для дальнейшего доступа к обмену, хранению, перемещению экземпляров произведений и (или) объектов смежных прав в электронном цифровом формате.

Изменения, вносимые в Гражданский кодекс, направлены на законодательное регламентирование приоритетности регистрации различных средств индивидуализации товаров, работ и услуг. Кроме того, при неиспользовании товарного знака без уважительной причины непрерывно в течение трех лет его регистрация может быть аннулирована по требованию любого заинтересованного лица. Поправки в другие законодательные акты направлены на устранение внутренних противоречий, законодательное закрепление статуса патентных поверенных, а также сокращение сроков рассмотрения заявок на объекты промышленной собственности.

Вносимые изменения и дополнения в Закон «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» направлены на совершенствование норм, регулирующих приоритетность регистрации географических указаний и товарных знаков, и на дальнейшую гармонизацию законодательства с нормами международного права.

Операции с нефтепродуктами

1) Постановление Правительства Республики Казахстан от 27 октября 2011г. № 1210 «Об утверждении правил проведения аккредитации оптовых поставщиков нефтепродуктов»

Оптовая реализация нефтепродуктов допускается оптовыми поставщиками нефтепродуктов только при наличии свидетельства об аккредитации, выданного уполномоченным органом в области производства нефтепродуктов, за исключением:

• производителей нефтепродуктов;

• оптовых поставщиков нефтепродуктов, реализующих нефтепродукты, произведенные в результате переработки самостоятельно добытых и (или) импортированных сырой нефти и (или) газового конденсата.

Данное Постановление вступает в силу с 01 февраля 2012г.

2) Постановление Правительства Республики Казахстан от 19 января 2012г. № 137 «Об утверждении Правил осуществления мониторинга производства и реализации нефтепродуктов»

Правила разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан от 20 июля 2011г. «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов» и устанавливают порядок осуществления мониторинга производства и реализации нефтепродуктов.

Мониторинг производства и оборота нефтепродуктов осуществляется уполномоченным органом в области производства нефтепродуктов и включает:

• мониторинг производимых объемов в Республике Казахстан нефтепродуктов по их видам;

• мониторинг реализации нефтепродуктов в Республике Казахстан, в том числе экспорта и импорта нефтепродуктов;

• мониторинг оптовых и розничных цен на нефтепродукты, производимые в Республике Казахстан;

• мониторинг потребностей областей, города республиканского значения и столицы в нефтепродуктах.

Информация по мониторингу производства и реализации нефтепродуктов формируется уполномоченным органом в области производства нефтепродуктов, на основании сведений предоставляемой производителями, производителями малой мощности, оптовыми поставщиками нефтепродуктов, местными исполнительными органами, уполномоченным органом по вопросам таможенного дела.

Информация, содержащаяся в настоящем Обзоре, общего характера и не может быть использована как юридическая консультация или рекомендация. Пожалуйста, обращайтесь к юристам в случае возникновения вопросов. Пожалуйста, имейте в виду, что Казахстан и Туркменистан являются развивающимися экономиками и законодательство и правовая система находятся в постоянном развитии. В случае возникновения каких-либо вопросов или необходимости обсудить вопросы, изложенные в настоящем Обзоре, пожалуйста, обращайтесь.