Legislative News

This CLIENT UPDATE includes amendments to the legislation of the Republic of Kazakhstan (“RK”) in November 2013.

The legislation outlined in this Client Update concern both public and private sectors. Some of them may be of interest to you as it may affect your business in Kazakhstan in certain way.

This month we would like to draw your attention to the following legal acts:

PERSONAL DATA LAW

1) The Law “On Personal Data” came into force on 25 November 2013. We mentioned about the Law “On Personal Data” in our June edition of Monthly Client Update last year.

The Law is important in that the personal data protection will now be ensured in various areas, and not only in relation to employer vis-à-vis employee, which was the case before.

Just to recap, the law sets rules for processing personal data of an individual, including collection, systematization, storage, update, change, use, dissemination, blocking and destruction of personal data.

The Draft Law was approved by Mazhilis on 23 October 2013.

MINISTRY OF ENVIRONMENTAL PROTECTION OF RK REORGANIZED

1) By the Decree of the President of RK dated 29 October 2013 the Ministry ofEnvironmental Protection of RK was reorganized into the Ministry of Environment and Water Resources of RK.

The Ministry of Environment and Water Resources was granted some additional functions and authorities on formation and implementation of the government policy in the following areas:

• water supply to water consumers or their associations and its diversion for irrigation purposes – the authority delegated from the Ministry of Agriculture of RK;

• rational and complex use of underground waters, other than for the purposes of geological subsoil study related to underground waters – the authority delegated from the Ministry Industry and New Technologies of RK.

The Decree came into force on 19 November 2013.

QUOTA FOR HIRING FOREIGN LABOR

1) The Resolution of the Government of the RK established an annual quota for foreign

hires for 2014 in the ratio of 0.7 % against economically active population. As at end of 2013, economically active population in RK equaled to about 8.6 million people.

Hence, as per the quota, approximately 60,200 expatriates may come and work in RK in 2014 subject to obtaining work permits and visas where required.

The Resolution came into force on 15 November 2013.

THE CUSTOMS UNION

1) The President of RK signed the Law of the RK dated 12 December 2008 No. 140-V ZRK “On ratification of the Protocol on amendments to the Protocol on conditions and procedure for application in exceptional cases of the import customs duties rates other than those set by the Customs Union.

According to the Protocol the Parties cannot exceed the term for application of a higher or a lower rate, which is six months, unless otherwise provided by the respective decision of the Commission Board.

The Protocol came into force on 18 November 2013.

2014 BENCHMARK RATES CHANGED

The following benchmark rates are effective as from 1 January 2014:

1) minimum wage – KZT 19,966;

2) state benchmark pension payment – KZT 9,983;

3) minimum pension – KZT 20,782;

4) monthly calculation index for estimating allowances and other social benefits, as well as for imposing punitive sanctions, taxes and other payments in accordance with the RK legislation – KZT 1,852;

5) minimum daily allowance for calculation of benchmark social benefits – KZT 19,966.

CONSUMER PROTECTION AGENCY OF RK

1) The President of RK signed the Decree on formation of the Agency for ConsumerProtection (“Agency”).

According to the Decree the Agency became a successor of the abolished Committee for Public Sanitation and Epidemiologic Oversight within the Ministry of Health of RK and has been granted functions and authorities in the following areas:

• consumer protection – the authority delegated from the RK Agency for Protection of the Competition;

• sanitation and epidemiologic wellbeing of the population – the authority delegated from the Ministry of Health of the RK;

• control over and oversight of compliance with requirements set out by technical regulations and normative documents for products and services supplied to consumers, as well as for food safety at the selling stage – the authority delegated from the Ministry of Industry and New Technologies of the RK.

The Decree became effective on 14 November 2013.

UNIFIED PENSIONS SAVINGS FUND (“UPSF”)

1) By the Resolution dated 27 August 2013 No. 222 the RK National Bank Board approved “The Rules for selecting foreign organizations managing UPSF pension assets, including requirements for them, when assigning them to take actions necessary for management of UPSF pension assets” (“Rules”).

The Resolution sets forth rules for external management of UPSF assets, in particular whereby UPSF transfers assets for trust management to a foreign organization, which specializes in trust management of clients’ assets and undertakes activities in international financial markets.

According to the Rules, the maximum total amount of UPSF pension assets transferred to one external managing company for external management should make no more than 10 percent of the UPSF pension assets in foreign currency.

The transfer of the UPSF pension assets for external management aims at, among others:

  1. mitigating risks related to management concentration through diversification;
  2. increasing profitability of UPSF pension assets due to experience, analytical materials, researches and technical resources of the external managing company, etc.

The Resolution became effective on 9 December 2013.

DRAFT LAWS

1) On 20 November, Mazhilis (the Lower House) of the Parliament of RK approved the Draft Law “On amendments into certain legislative acts of the RK concerning social security”.

The Draft Law proposes subsidizing additional compulsory pension contributions for women during maternity leave, including child care leave up to one year) The aggregate rate of compulsory pension contributions for such recipients constitutes 10 percent from the income, whereby 4 percent will be allocated from obligatory social insurance, and 6 percent will be paid out of budgetary funds.

Among other important changes proposed by the Draft Law it is worth mentioning introduction of compulsory professional pension contributions for workers occupied at works with harmful (extremely harmful) labor conditions.

2) On 20 November, Mazhilis of the Parliament of RK approved the Draft Law “On rehabilitation and bankruptcy” at the first reading.

The Draft Law sets forth grounds for applying rehabilitation procedure, accelerated rehabilitation procedure and bankruptcy, as well as for holding the debtor bankrupt. It further sets out the procedure and terms for undertaking rehabilitation and bankruptcy procedures and other matters arisen due to the debtor’s inability to settle all creditors’ claims.

According to the Draft Law, a creditor may seek bankruptcy adjudication of a debtor in case of the debtor’s insolvency, i.e. if the debtor has not fulfilled his/her obligations within three months of the date when such fulfillment became due subject to certain conditions.

In addition, it should be noted that the Draft Law proposes holding corporate officers severally liable, inter alia, for failure to claim bankruptcy adjudication and for concealment of information about the financial and economic activity of the company, and holding liable for deliberate or false bankruptcy.

The Draft law provides other important changes on bankruptcy procedure.

Information contained in this Client Update is of general nature and cannot be used as legal advice or recommendation. Please seek for a specific advice in relation to any questions. Please note that Kazakhstan and Turkmenistan are emerging economies and their legislation and legal systems are in constant development. Should you have any questions or would like to discuss subjects addressed in this Client Update please contact us.

Нововведения в законодательстве

Данный ОБЗОР ДЛЯ КЛИЕНТОВ включает наиболее важные изменения и дополнения в законодательство РК, имевшие место в ноябре 2013 года.

Нормативно-правовые акты затрагивают как публичный сектор, так и частный. В их числе есть и те, которые могут привлечь Ваше внимание и оказать определённое влияние на Ваш бизнес в Казахстане.

Нам бы хотелось обратить Ваше внимание на следующие некоторые нормативные правовые акты:

Закон «О персональных данных»

25 ноября 2013 года вступает в силу закон «О персональных данных». В выпуске за май 2013 года мы упоминали о проекте закона.

Важность принятия данного закона заключается в том, что защита персональных данных теперь будет обеспечиваться в разных сферах правоотношений, не только в области трудовых отношений, как это было ранее.

Напомним, закон определяет порядок обработки персональных данных физического лица, включая сбор, систематизацию, хранение, обновление, изменение, использование, распространение, блокирование и уничтожение персональных данных.

Реорганизация Министерства окружающей среды РК

Указом Президента РК от 29 октября 2013 года Министерство охраны окружающей среды РК было реорганизовано в Министерство окружающей среды и водных ресурсов РК.

Министерство окружающей среды и водных ресурсов получило ряд дополнительных функций и полномочий, в том числе по формированию и реализации государственной политики в области:

1) подачи воды до водопользователей или их объединений и её отвод в целях гидромелиорации земель от Министерства сельского хозяйства РК;

2) рационального и комплексного использования подземных вод, за исключением геологического изучения недр в части подземных вод, от Министерства индустрии и новых технологий РК.

Указ введен в действие 19 ноября 2013 года.

Квота на привлечение иностранной рабочей силы

Постановлением Правительства РК установлена квота на привлечение иностранной рабочей силы на 2014 год в размере 0,7% к экономически активному населению. По состоянию на конец 2013 года, экономически активное население составило приблизительно 8,6 миллионов человек.

Таким образом, в рамках квоты в РК в 2014 году смогут приехать приблизительно 60 200 человек, при условии получения рабочих разрешений и виз, если необходимо.

Постановление вступило в силу 15 ноября 2013 года.

Таможенный союз

Президент РК подписал Закон РК «О ратификации Протокола о внесении изменений в Протокол об условиях и порядке применения в исключительных случаях ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа, от 12 декабря 2008 года» № 140-V ЗРК.

Согласно Протоколу Стороны не могут превышать срок применения более высокой или более низкой ставки, т.е. шесть месяцев, если иное не установлено соответствующим решением Совета Комиссии.

Протокол вступил в силу 18 ноября 2013 года.

Изменение базовых ставок на 2014 год

С 1 января 2014 года будут установлены следующие базовые ставки:

• минимальный размер заработной платы — 19 966 тенге;

• размер государственной базовой пенсионной выплаты — 9 983 тенге;

• минимальный размер пенсии — 20 782 тенге;

• месячный расчётный показатель для исчисления пособий и иных социальных выплат, а также для применения штрафных санкций, налогов и других платежей в соответствии с законодательством Республики Казахстан — 1 852 тенге;

• величину прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат — 19 966 тенге

Агентство РК по защите прав потребителей

Президент РК подписал Указ о создании Агентства по защите прав потребителей (« Агентство»).

Настоящим Указом был упразднён Комитет государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения РК, а его правопреемником стало Агентство, которое получило функции и полномочия в области:

• защиты прав потребителей — от Агентства Республики Казахстан по защите конкуренции;

• санитарно-эпидемиологического благополучия населения — от Министерства здравоохранения РК;

• осуществления контроля и надзора за соблюдением требований, установленных техническими регламентами и нормативными документами по продукции и услугам, реализуемым потребителям, а также в области безопасности пищевой продукции на стадии её реализации — от Министерства индустрии и новых технологий РК.

Указ введён в действие 14 ноября 2013 года.

Единый Национальный Пенсионный Фонд (“ЕНПФ”)

Постановлением Правления Национального Банка РК от 27 августа 2013 года №222 утверждены “Правила выбора зарубежных организаций, управляющих пенсионными активами ЕНПФ, включая требования к ним, при поручении им совершать действия, необходимые для управления пенсионными активами ЕНПФ”.

В соответствии с Постановлением устанавливаются правила внешнего управления актива ЕНПФ, а именно управления активами, при котором происходит передача активов в доверительное управление зарубежной организации, специализирующейся на доверительном управлении активами клиентов и осуществляющей свою деятельность на международных финансовых рынках.

Согласно правилам, общий допустимый объем пенсионных активов ЕНПФ, передаваемый во внешнее управление одному внешнему управляющему, составляет не более 10 процентов портфеля пенсионных активов ЕНПФ в иностранной валюте.

Часть пенсионных активов ЕНПФ во внешнее управление передаётся среди прочих для:

1) снижения уровня рисков, связанных с концентрацией управления, посредством диверсификации управления;

2) увеличения доходности пенсионных активов ЕНПФ благодаря использованию опыта, аналитических материалов, исследований и технических ресурсов внешнего управляющего; и др.

Постановление вводится в действие 9 декабря 2013 года.

ЗАКОНОПРОЕКТЫ

Мажилис РК 20 ноября одобрил проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам социального обеспечения».

Законопроект предполагает введение субсидирования дополнительных обязательных пенсионных взносов. Согласно законопроекту для женщин с 2014 года вводится субсидирование обязательных пенсионных взносов в период их нахождения в отпуске по беременности и родам и уходу за детьми до одного года. Суммарная ставка обязательных пенсионных взносов для женщин составляет 10 процентов от дохода. При этом из предполагаемых 10 процентов отчислений 4 процента будут обеспечиваться за счёт социальных выплат из средств обязательного социального страхования, а 6 процентов — из бюджетных средств.

Кроме того, среди других предлагаемых законопроектом важных изменений можно отметить переход к обязательным профессиональным пенсионным взносам за работников, занятых на работах с вредными (особо вредными) условиями труда.

Мажилис РК 20 ноября в первом чтении одобрил проект закона «О реабилитации и банкротстве».

Законопроект устанавливает основания для применения реабилитационной процедуры, ускоренной реабилитационной процедуры и банкротства, а также признания должника банкротом, порядок и условия проведения процедур реабилитации и банкротства и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объёме требования кредиторов.

Согласно законопроекту одним из основанием для обращения кредитора с заявлением в суд о признании должника банкротом является неплатёжеспособность должника, а именно, если он не исполнил обязательства в течение трёх месяцев с момента их наступления при определённых условиях.

Кроме того, стоит отметить, что законопроект вводит возможность привлечения должностных лиц к субсидиарной ответственности в случаях не обращения в суд о признании банкротом, сокрытия информации о финансово-хозяйственной деятельности, привлечения к ответственности за преднамеренное или ложное банкротство.

Законопроект предусматривает другие важные изменения, касающиеся процедуры банкротства.

Информация, содержащаяся в настоящем Обзоре, общего характера и не может быть использована как юридическая консультация или рекомендация. Пожалуйста, имейте в виду, что Казахстан является развивающейся экономикой, и законодательство и правовая система находятся в постоянном развитии. В случае возникновения каких-либо вопросов в отношении информации, изложенной в настоящем Обзоре, пожалуйста, обращайтесь.