Legislative News

This CLIENT UPDATE includes amendments to the legislation of the Republic of Kazakhstan and appointments in September 2009.

The following 372 legislative acts were adopted in September 2009:

• Decrees of the President of the Republic of Kazakhstan – 7;

• Resolutions of the Government of the Republic of Kazakhstan – 191 (9 of which have not been enacted);

• Other regulatory legal acts.

Most of these regulatory legal acts are concerning public sector, but among them there are some which may attract your attention and effect your business in Kazakhstan in a certain way.

We would like to draw your attention to the following regulatory legal acts:

Resolution of the Board of the Agency of the Republic of Kazakhstan on Regulation and Control over Financial Market and Financial Organizations dated 7 July 2009 № 140 «On Amendments to Resolution of the Board of the Agency of the Republic of Kazakhstan on Regulation and Control over Financial Market and Financial Organizations dated 25 December 2006 № 296 «On Approval of Asset Classification, Contingent Liabilities and Creation of Provisions (Reserves) against them and Amendments to Resolution of the Board of the Agency of the Republic of Kazakhstan on Regulation and Control over Financial Market and Financial Organizations dated 26 March 2005 № 116 «On Amendments to Some Regulatory Legal Acts of the Republic of Kazakhstan on Issues of Regulation and Control over Financial Market and Financial Organizations » (effective from 01.09.2009)

This resolution was elaborated for improvement of legal acts regulating activity of second-tier banks and organizations carrying out some banking operations. Requirements to creation of provisions for loans granted to loan recipients having no foreign currency earnings as well as loan recipients registered in the offshore zone were tightened.

Resolution of the Government of the Republic of Kazakhstan dated 7 September 2009 № 1314 «On Introduction of Temporary Ban for Export of Petrol and Diesel Fuel» (effective from 08.09.09)

For stabilization of local market of oil products it was prohibited to export from the territory of the Republic of Kazakhstan of:

• petrol until 1 January 2010 (code TN VED 2710 11 410 0 – 2710 11 590 0);

• diesel fuel until 1 November 2009 (code TN VED 2710 19 410 0 – 2710 19 490 0) except for home heating oil.

Resolution of the Government of the Republic of Kazakhstan dated 14 September 2009 № 1370 «On Amendments to the Resolution of the Government of the Republic of Kazakhstan dated 17 August 2006 № 778» (effective from 14.09.2009)

These amendments were introduced to the Rules of State Registration of Regulatory Legal Acts, more specifically, to the procedure of refusal in state registration and return without conduction of legal due diligence of regulatory legal acts, in accordance with which it can be refused to make state registration of regulatory legal act if such act effects interests of private entrepreneur and has no appendices in the form of experts’ reports issued by accredited associations of private entrepreneurs.

Resolution of the Board of the National Bank of the Republic of Kazakhstan dated 4 September 2009 № 88 «On Establishment of Official Refinancing Rate of the National Bank of the Republic of Kazakhstan »

Starting from 4 September 2009 official refinancing rate of the National Bank of the Republic of Kazakhstan was established on the level of 7,0 per cent per annum.

Order of the Minister of Finance of the Republic of Kazakhstan dated 7 September 2009 № 368 «On Amendments to Order» of the Minister of Finance of the Republic of Kazakhstan dated 18 December 2008 № 586 «On Approval of Rules of Submission of Financial Reporting to Depository»

Deadline of submission of annual financial reporting by Organizations to the depository institution was extended until 30 October of the year following the reporting year.

INTERNATIONAL LAW

Agreement between Government of the Republic of Kazakhstan and Government of the Russian Federation On Cooperation in the Sphere of Joint Control in Kazakhstani and Russian State Boarder (Orenburg, 11 September 2009 )

The present Agreement was aimed for simplification of procedure of Kazakhstani and Russian state boarder crossing by persons and movement of cargo, goods, transport means and animals across the boarder, reduction of formalities, time of control as well as improvement of effectiveness by means of joint control.

Draft Agreement between Government of the Republic of Kazakhstan and Government of Kuwait on Avoidance of Double Taxation and Prevention of Tax Avoidance in respect of Revenue-Based Taxes

Agreement is extended to the following existing taxes:

a) in respect of the Republic of Kazakhstan: corporate income tax; individual income tax;

b) in respect of Kuwait State: corporate income tax; net income tax from shareholders of Kuwait companies paid to the Kuwaiti Fund of Science Development (KFSD); Zakat; tax collected in accordance with national legislation of provision of material needs of employees.

DRAFT REGULATORY LEGAL ACTS

Also we would like to provide additional information about forthcoming regulatory legal acts.

Brief on Draft Law of the Republic of Kazakhstan «On Amendments to the Law of the Republic of Kazakhstan «On Natural Monopolies and Regulated Markets» (18 September 2009)

Draft law is aimed at improvement of tariff policy and stimulation of activity of natural monopolies holders and regulated markets. Draft law establishes differential tariffs for water subject to volumes of its consumption. Draft Law also proposes to give right to predominant entity to increase and decrease prices for its services independently, but not higher than justified price with submission only of this information to the authorized body.

Brief on Draft Law of the Republic of Kazakhstan «On Amendments to Some Legislative Acts of the Republic of Kazakhstan on Issues of Electronic Funds»

Main objective of the Draft Law is legislative consolidation of notion and legal status of «electronic funds». In case of adoption of this Draft Law it is expected that competitive environment will be developed in the market of financial services, conditions for entry of business entities to market segment of electronic business by means of cost minimization due to participation in the system of «electronic funds», development of e-commerce in Kazakhstan and development of Internet use for trade activity by means of use of alternative payment method that differs from traditional payment instruments.

LETTERS OF TAX COMMITTEE

Letter of the Tax Committee of the Ministry of Finance of the Republic of Kazakhstan dated 25 September 2009 № NK-09-27/9272 «On Some Issues of Cameral Control»

In the process of formation of notification on elimination of violations discovered by tax services bodies in result of cameral control, taxpayers that classify costs for CIT as deductions and take VAT amounts as an offset in respect of operations with taxpayers recognized in the court as false enterprise should specify norms of Tax Code correctly. In accordance with sub-item 2) Article 115 of the Tax Code costs on operations with taxpayer recognized as false enterprise on the basis of effective court decision or resolution incurred from the beginning of criminal activity recognized by the court should not be subject to deduction. In accordance with sub-item 5) item 1 Article 258 of the Tax Code VAT previously taken as an offset should be excluded from offset on operation with taxpayer recognized as false enterprise on the basis of effective court decision or resolution.

Letter of the tax Committee of the Ministry of Finance of the Republic of Kazakhstan dated 26 September 2009 № NK-06-20/9307 «Regarding Requisites of Certificate on VAT Registration subject to Specification in Invoices; costs subjects to deduction for CIT purposes»

In accordance with sub-item 5) item 5 of Article 263 of the Tax Code one of mandatory requisites required to be specified in invoice is number of certificate of supplier – VAT payer on VAT registration. In VAT Declaration (form 300.00) in the section «General Information about Taxpayer» VAT payer should specify series and number of Certificate of VAT Registration. In invoices and VAT tax reporting including for past periods it is necessary to specify requisites of certificate, which taxpayer has on the date of invoice issue or drawing of tax reporting. Deductions should be made in case of availability of documents confirming costs related to its activity aimed at income gaining. These costs should be subject to deduction in the tax period when they were actually incurred determined in accordance with international standards of financial reporting and requirements of the legislation of the Republic of Kazakhstan on Accounting and Financial Reporting.

KEY APPOINTMENTS

The following appointments were made in September 2009:

  1. K.B.Saudabayev was appointed to the position of the State Secretary of the Republic of Kazakhstan – Minister of Foreign Affairs of the Republic of Kazakhstan.
  2. Mr. M.M.Tazhin was appointed to the position of Assistant to the President – Secretary of Security Council of the Republic of Kazakhstan.

Information contained in this Client Update is of general nature and cannot be used as legal advice or recommendation. Please seek for a specific advice in relation to any questions. Please note that Kazakhstan and Turkmenistan are emerging economies and their legislation and legal systems are in constant development. Should you have any questions or would like to discuss subjects addressed in this Client Update please contact us.

Нововведения в законодательстве

Данный ОБЗОР ДЛЯ КЛИЕНТОВ включает изменения и дополнения в законодательство РК и основные назначения, имевшие место в сентябре 2009 года.

В сентябре 2009 года было принято 372 нормативных правовых акта, включая:

• Указы Президента Республики Казахстан – 7;

• Постановления Правительства Республики Казахстан – 191 (9 из них не введены в действие);

• иные нормативные правовые акты.

Большинство из данных нормативных правовых актов затрагивают публичный сектор, но в их числе есть те, которые могут привлечь Ваше внимание и оказать определенное влияние на Ваш бизнес в Казахстане.

Нам бы хотелось обратить Ваше внимание на следующие нормативные правовые акты:

Постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций 7 июля 2009 года № 140 «О внесении дополнений и изменений в постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 25 декабря 2006 года № 296 «Об утверждении Правил классификации активов, условных обязательств и создания провизий (резервов) против них и внесении изменения в постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 26 марта 2005 года № 116 «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Республики Казахстан по вопросам регулирования и надзора финансового рынка и финансовых организаций» (вступил в силу 01.09.2009 г.)

Данное постановление разработано в целях совершенствования нормативных правовых актов, регулирующих деятельность банков второго уровня и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций. Ужесточены требования по созданию провизий по займам, выданным заемщикам, не имеющим валютной выручки, а также заемщикам, зарегистрированным в оффшорных зонах.

Постановление Правительства Республики Казахстан от 7 сентября 2009 года № 1314 О введении временного запрета на вывоз бензина и дизельного топлива (вступило в силу 08.09.09 г.)

В целях стабилизации внутреннего рынка нефтепродуктов запрещен вывоз с территории Республики Казахстан:

• до 1 января 2010 года бензина (код ТН ВЭД 2710 11 410 0 – 2710 11 590 0);

• до 1 ноября 2009 года дизельного топлива (код ТН ВЭД 2710 19 410 0 – 2710 19 490 0), кроме печного топлива бытового.

Постановление Правительства Республики Казахстан от 14 сентября 2009 года № 1370 «О внесении дополнения в постановление Правительства Республики Казахстан от 17 августа 2006 года № 778» (вступил в силу 14.09.2009 г.)

Дополнение вносится в Правила государственной регистрации нормативных правовых актов, а именно, в порядок отказа в государственной регистрации и возврата без проведения юридической экспертизы нормативных правовых актов, в соответствии с которым в государственной регистрации нормативных правовых актов может быть отказано, если такой акт затрагивает интересы субъектов частного предпринимательства и не имеет приложений в виде экспертных заключений, представленных аккредитованными объединениями субъектов частного предпринимательства.

Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 4 сентября 2009 года № 88 «Об установлении официальной ставки рефинансирования Национального Банка Республики Казахстан»

С 4 сентября 2009 года установлена официальная ставка рефинансирования Национального Банка Республики Казахстан на уровне 7,0 процентов годовых.

Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 7 сентября 2009 года № 368 «О внесении изменения в приказ Министра финансов Республики Казахстан от 18 декабря 2008 года № 586 «Об утверждении Правил представления финансовой отчетности в депозитарий»

Приказом Министра финансов продлен срок предоставления Организациями ежегодной финансовой отчетности до 30 октября года, следующего за отчетным, в организацию, осуществляющую ведение депозитария.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в области осуществления совместного контроля на казахстанско-российскойгосударственной границе (Оренбург, 11 сентября 2009 года).

Настоящее Соглашение имеет целью упрощение порядка пересечения лицами казахстанско-российской государственной границы и перемещения грузов, товаров, транспортных средств и животных через границу, сокращение формальностей и продолжительности контроля, а также повышение его эффективности путем проведения совместного контроля.

Проект Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Государства Кувейт об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доход.

Соглашение распространяется на следующие существующие налоги:

a) в случае Республики Казахстан: корпоративный подоходный налог; индивидуальный подоходный налог; и

b) в случае Государства Кувейт: корпоративный подоходный налог; налог с чистой прибыли держателей акций кувейтских компаний, уплачиваемый Кувейтскому Фонду Развития Науки (КФРН); Закат; налог, взимаемый в соответствии с национальным законодательством материального обеспечения служащего.

ПРОЕКТЫ НПА

Также, представляем Вашему вниманию дополнительную информацию об ожидаемых законодательных актах.

Досье на проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О естественных монополиях и регулируемых рынках» (18 сентября 2009 года)

Законопроект направлен на совершенствование тарифной политики и стимулирование деятельности субъектов естественных монополий и регулируемых рынков. Законопроектом устанавливаются дифференцированные тарифы на воду в зависимости от объемов ее потребления. Также законопроектом предлагается предоставить право субъекту-доминанту самостоятельно снижать и повышать цены на свои услуги не выше обоснованной цены с предоставлением в уполномоченный орган только информации об этом.

Досье на проект Закона Республики Казахстан «О внесении дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам электронных денег»

Основными целями законопроекта являются законодательное закрепление понятия и правового статуса «электронных денег». В случае принятия законопроекта ожидается развитие конкурентной среды на рынке финансовых услуг, создание условий для выхода субъектов предпринимательства в сегмент рынка электронной коммерции за счет минимизации их затрат по участию в системах «электронных денег», развитие в Казахстане электронной торговли и расширение возможности использования Интернета для торговой деятельности посредством использования альтернативного традиционным платежным инструментам способа проведения платежей.

ПИСЬМА НАЛОГОВОГО КОМИТЕТА

Письмо Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан от 25 сентября 2009 года № НК-09-27/9272 «О некоторых вопросах камерального контроля»

При формировании уведомлений об устранении нарушений, выявленных органами налоговой службы по результатам камерального контроля, налогоплательщикам, которые отнесли на вычеты расходы по КПН и в зачет суммы НДС по операциям с налогоплательщиками, признанными судом лжепредприятиями необходимо корректно указывать нормы Налогового кодекса. В соответствии с подпунктом 2) статьи 115 Налогового кодекса вычету не подлежат расходы по операциям с налогоплательщиком, признанным лжепредприятием на основании вступившего в законную силу приговора или постановления суда, произведенные с даты начала преступной деятельности, установленной судом. Согласно подпункту 5) пункта 1 статьи 258 Налогового кодекса НДС, ранее отнесенный в зачет, подлежит исключению из зачета по операциям с налогоплательщиком, признанным лжепредприятием на основании вступившего в законную силу приговора или постановления суда.

Письмо Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан от 26 сентября 2009 года № НК-06-20/9307 «Относительно реквизитов свидетельства о постановке на рег. учет по НДС, подлежащих отражению в счетах-фактурах; расходов, подлежащих вычету при определении КПН»

Согласно пп. 5) п. 5 статьи 263 Налогового кодекса одним из обязательных реквизитов, необходимых для отражения в счете-фактуре, является номер свидетельства поставщика-плательщика НДС о постановке на регистрационный учет по НДС. В Декларации по НДС (ф. 300.00) в разделе «Общая информация о налогоплательщике» плательщик НДС указывает серию и номер свидетельства о постановке на регистрационный учет по НДС. В счетах-фактурах и налоговой отчетности по НДС, в том числе за прошлые периоды, следует указывать реквизиты свидетельства, оригинал которого имеется у налогоплательщика на дату выписки счета-фактуры или составления налоговой отчетности. Вычеты производятся налогоплательщиком при наличии документов, подтверждающих расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода. Данные расходы подлежат вычету в том налоговом периоде, в котором они фактически были произведены, определяемых в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

ОСНОВНЫЕ НАЗНАЧЕНИЯ

В сентябре 2009 года имели место следующие кадровые назначения:

• г-н Саудабаев К.Б. был назначен Государственным секретарем Республики Казахстан – Министром иностранных дел Республики Казахстан.

• г-н Тажин М.М. был назначен помощником Президента – Секретарем Совета Безопасности Республики Казахстан.

Информация, содержащаяся в настоящем Обзоре, общего характера и не может быть использована как юридическая консультация или рекомендация. Пожалуйста, обращайтесь к юристам в случае возникновения вопросов. Пожалуйста, имейте в виду, что Казахстан и Туркменистан являются развивающимися экономиками и законодательство и правовая система находятся в постоянном развитии. В случае возникновения каких-либо вопросов или необходимости обсудить вопросы, изложенные в настоящем Обзоре, пожалуйста, обращайтесь.