24 июня 2010 года Президентом РК был подписан новый Закон РК «О недрах и недропользовании». В числе нововведений, принятых данным Законом, было введение государственной собственности на попутный газ, а также введение обязанности недропользователей по проведению мероприятий, направленных на рациональное и комплексное использование попутного газа, включая его переработку.
В принятом Законе вопросы государственной собственности на попутный газ и переработки попутного газа были рассмотрены в самых общих чертах. Поэтому в ближайшем будущем следует ожидать, что Правительством РК будет инициировано принятие ряда новых нормативных правовых актов, а также внесение изменений и дополнений в уже существующие НПА по вопросам, касающимся реализации государственной собственности на попутный газ и продукты его переработки.
Одной из первых ласточек стал проект Закона РК «О газе и газоснабжении», разработанный Министерством нефти и газа.
Каковы же его основные моменты, какие вопросы раскрывает указанный проект, кто будет заинтересован в его принятии?
Эти и многие другие вопросы мы рассмотрели в приведенной ниже статье.
Государство будет возлагать на недропользователей расходы по переработке принадлежащего государству попутного газа, возмещая при этом последнему только эксплуатационные расходы.
Согласно ст.15 проекта Закона товарный газ, произведенный из добываемого попутного газа, принадлежащего Республике Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан о недрах и недропользовании, передается производителем в собственность национального оператора. При этом национальный оператор возмещает производителю эксплуатационные расходы, связанные с производством товарного газа из указанного попутного газа.
То есть можно сделать вывод, что производителем товарного газа, добываемого из попутного газа, принадлежащего РК, скорее всего будет сам недропользователь.
Прийти к такому выводу позволяют следующие предпосылки:
Во-первых, вряд ли кто-то захочет заниматься переработкой газа без получения прибыли (только за возмещение эксплуатационных расходов). То есть, добровольное привлечение заинтересованных лиц к инвестированию переработки попутного газа с целью извлечения прибыли в последующем полностью исключается.
Во-вторых, если никто не захочет заниматься переработкой добровольно, значит этим должен будет заниматься тот, на кого эта обязанность возложена законодательством. То есть, переработкой попутного газа должен будет заняться добывший его недропользователь, который в соответствии с Законом РК «О недрах и недропользовании» обязан обеспечить рациональное и комплексное использование попутного газа, включая его переработку.
При этом, при передаче товарного газа национальному оператору производителю будут возмещаться только эксплуатационные расходы. Хотя в данном проекте не дается определение понятия «эксплуатационные расходы», велика вероятность того, что данные расходы не будут включать в себя расходы производителя на строительство объектов по переработке попутного газа, не говоря уже о прибыли производителя от такой переработки.
Установление государственной монополии на приобретение товарного газа, произведенного из попутного газа, принадлежащего недропользователю.
В Пояснительной записке к проекту Закона «О газе и газоснабжении» говорится, что данный проект призван сформировать новую государственную политику в газовой сфере, основанную на детальном анализе причин существующих проблем и зарубежного опыта в области организации и регулирования газовой отрасли.
Какую же государственную политику собирается проводить наше государство в газовой отрасли?
Так, в Постановлении Правительства Республики Казахстан от 03.08.2010г. №776 «О Стратегическом плане Министерства нефти и газа Республики Казахстан на 2010-2014 годы» отдельно подчеркивается, что наряду с тем, что во многих странах мира имеются отдельные законы о газе (США, Великобритании, Норвегии, Франции, России и др.), «…в Российской Федерации на законодательном уровне закреплено монопольное право на экспорт газа…».
То есть, политика властей РФ «государственного монополизма в сфере оборота газа» взята Правительством РК в качестве образца. Так сказать, «пример для подражания».
Таким образом, своей задачей государственные органы РК видят не строительство конкурентного рынка товарного газа, а установление государственной монополии на весь товарный газ, получаемый из попутного газа, независимо от того, кому он принадлежит — государству или недропользователю.
В свою очередь, ряд положений проекта Закона «О газе и газоснабжении» подтверждают данное предположение.
Так, в статье 17 проекта Закона предусматривается преимущественное право государства на приобретение товарного газа, произведенного из попутного газа, принадлежащего недропользователю.
При этом газ будет приобретаться национальным оператором не на условиях состязательности с другими потенциальными покупателями (т.е. приобретение на условиях не хуже условий, предложенных другими потенциальными покупателями). Наоборот, порядок определения цены будет устанавливаться Правительством РК.
И только в случае если национальный оператор письменно откажется приобретать газ или не примет коммерческое предложение недропользователя о приобретении товарного газа, только тогда недропользователь имеет право продать его 3-м лицам.
То есть, велика вероятность того, что, во-первых, недропользователь будет лишен возможности получения рыночной цены за товарный газ, произведенный им из принадлежащего ему попутного газа, так как ценообразование на него будет осуществляться в соответствии с порядком, установленным Правительством, а не исходя из рыночной стоимости газа (соотношение спроса и предложения). А во-вторых, вряд ли национальный оператор откажется от приобретения газа по такой «справедливой» цене. Не стоит также забывать о том факте, что даже если национальный оператор вдруг откажется приобретать товарный газ у недропользователя, продать данный газ можно будет только очень ограниченному числу покупателей, которые имеют доступ к газотранспортной системе РК.
В этой связи необходимо упомянуть другое нововведение, предлагаемое проектом Закона «О газе и газоснабжении», а именно преимущественное право государства на выкуп:
— отчуждаемого права собственности на объекты единой системы снабжения товарным газом
— доли в праве общей собственности на объекты единой системы снабжения товарным газом
— пакетов акций (долей участия) юридических лиц — собственников объектов единой системы снабжения товарным газом.
При этом, согласно проекту Закона «О газе и газоснабжении» единая система снабжения товарным газом включает все объекты по производству товарного газа, магистральные газопроводы, хранилища товарного газа, газораспределительные системы и автогазонаполнительные компрессорные станции, но не включает в себя промысловые газопроводы, а также технологические объекты, предназначенные для перевозки, хранения и реализации сжиженного газа.
То есть, государство хочет создать для себя правовые основания не только для монополизации рынка товарного газа, производимого из попутного газа, но также продолжить монополизацию газотранспортной системы.
Стимулирование производства сжиженного природного газа.
Согласно проекту Закона «О газе и газоснабжении» преимущественное право государства на приобретение газа, производимого из попутного газа, не будет распространяться на:
— товарный газ, производимый из сырого газа, добываемого на газовых и (или) газоконденсатных месторождениях;
— сжиженный природный газ;
— товарный газ, полученный в процессе регазификации сжиженного природного газа.
Также преимущественное право государства на выкуп объектов системы снабжения газом согласно проекту Закона «О газе и газоснабжении» не будет распространяться на технологические объекты, предназначенные для перевозки, хранения и реализации сжиженного газа.
Таким образом, разработчики проекта Закона «О газе и газоснабжении» пытаются стимулировать недропользователей — собственников попутного газа инвестировать в переработку попутного газа в сжиженный газ, который они смогут свободно реализовывать, самостоятельно устанавливая цены на него.
Правда, государство резервирует за собой право по защите внутреннего рынка сжиженного газа путем регулирования экспорта сжиженного газа посредством утверждения (изменения) таможенных, защитных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, квот на экспорт сжиженного газа, а также путем установления для производителей минимального объема производства сжиженного газа для внутреннего рынка Республики Казахстан.
Здесь также хотелось бы обратить Ваше внимание на то, что в проекте Закона «О газе и газоснабжении» совсем не рассматриваются вопросы производства сжиженного газа из попутного сырья, принадлежащего государству (кому будет продаваться, что будет возмещаться его производителю и т.д.).
Выводы:
В целом, вопрос переработки попутного газа, который составляет более половины всех разведанных запасов газа в Казахстане (так, по данным АО НК «Казмунайгаз» из общего объема разведанных запасов газа в Казахстане 34,5% приходится на попутный газ месторождения Кашаган и 17,3% — на Тенгиз), назрел уже давно. При этом, его решение должно осуществляться в интересах всех участников данного процесса, как государства, так и недропользователей.
Во-первых, переработка попутного газа должна рассматриваться в рамках каждого отдельного проекта и должна быть рентабельной для недропользователя. То есть, там, где переработка нерентабельна, недропользователь вправе ограничиться только мероприятиями по утилизации попутного газа. При этом при определении рентабельности необходимо принимать во внимание не только вопросы переработки, но и вопросы доставки выработанного товарного газа до потребителя. Ведь понятно, что газопровод к каждому месторождению не построишь.
Во-вторых, решение вопросов переработки недропользователями должно осуществляться параллельно с решением государством вопросов дальнейшего развития газотранспортной системы, газораспределительных и газопотребляющих сетей, которые позволят забрать товарный газ у недоропользователя и доставить его конечному потребителю или отправить его на экспорт.
В-третьих, государство не должно решать проблемы по финансированию развития газотранспортной системы за счет недропользователей (путем отбора газа по заниженным ценам).
В-четвертых, государство не должно ограничиваться административными методами при решении вопросов переработки попутного газа, прикрываясь нежеланием недропользователей инвестировать в переработку.
Необходимо также устранять причины такого нежелания, которые по большей части имеют объективный характер и обусловлены отсутствием единой газотранспортной системы, покрывающей всю страну, отсутствием доступа к рынкам сбыта как внутри страны, так за его пределами и др. и параллельно с мерами принуждения создавать условия для дальнейшего развития газовой отрасли РК.