Работы по разработке плана действий по борьбе с BEPS начались еще в 2013 году Организацией экономического сотрудничества и развития (OECD). В его осуществлении участвовало более 100 юрисдикций. И по прошествии четырех лет, 7 июня 2017 года, в Париже, с участием более 70 государств, состоялась первая официальная церемония подписания разработанной Многосторонней конвенции (MLI).
MLI является открытым инструментом и возможность подписания открыта для любой страны, но необходимо иметь в виду, что:
•\tим предусмотрен ряд основных мер, которые являются обязательными для всех стран;
•\tтакже имеются и опциональные положения, по которым страна должна сделать выбор, насколько широко она планирует распространить ограничения.
Так, за 2017-2018гг. данный документ подписали уже 82 государства, и еще 6 юрисдикций заявили о желании присоединиться к конвенции в ближайшее время.
Казахстан же присоединился к их числу, подписав Многостороннюю конвенцию по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения совсем недавно – 25 июня 2018 года.
Почему компетентные органы со всего мира стараются взаимодействовать друг с другом на международном уровне и как MLI может помочь в борьбе с BEPS?
Ежегодная потеря доходов от корпорационного налога по всему миру, согласно информации OECD, составляет около $100-240 млрд. В связи с этим, одними из основных целей конвенции указаны:
•\tсправедливое распределение налогового дохода;
•\tпротивостояние агрессивному налоговому планированию.
Данная многосторонняя конвенция является международным договором с потенциально универсальным воздействием в отношении действующих Соглашений об избежании двойного налогообложения (DTA) и эффективным действием по внедрению отдельных рекомендаций BEPS:
•\tв области устранения гибридных схем снижения налоговой нагрузки;
•\tпредотвращения злоупотребления положениями налоговых соглашений;
•\tискусственного избежания статуса постоянного представительства;
•\tсовершенствования механизма разрешения споров и др.
Настоящий глобальный инструмент вносит изменения в применение массы отдельных, юридически не связанных друг с другом международных договоров. Но он не заменяет тексты соглашений, не является протоколом к ним, а действует вместе с ними по принципу «Позднейший закон отменяет более ранний».
Необходимо обратить внимание на то, что с применением указанной конвенции, тексты соглашений будут значительно отличаться: это происходит вследствие предусмотренного инструментом механизма оговорок и уведомлений. Скорее всего, именно такая гибкость документа и обеспечила обширную поддержку со стороны юрисдикций с разным уровнем экономического развития и разнообразными подходами к налогообложению.
Например, для того чтобы DTA между Казахстаном и иной юрисдикцией могло быть изменено с учетом положений MLI, это соглашение должно быть включено в список соглашений, подпадающих под действие конвенции, обеими юрисдикциями-сторонами соглашения.
Казахстаном указаны 54 DTA, в числе которых соглашения с Арменией, Австрией, Бельгией, Канадой, Китаем, Индией, Японией, Швейцарией, США и Россией. При этом, не все 54 страны пока являются участниками MLI (например, США), и не все страны указали Казахстан в числе подпадающих под действие конвенции (например, Швейцария). Мы подготовили обобщающую таблицу с общей информацией о совпадениях, которую прикрепляем к данной статье.
Далее стороны могут делать оговорки в отношении отдельных статей конвенции, от этого и зависит их применение к соответствующим соглашениям. К примеру, Казахстан сделал оговорку о неприменении статьи третьей конвенции («Фискально-прозрачные лица»), т.е. в отношении резидентов Казахстана предусмотренные опции по статье третьей конвенции применяться не будут. Казахстан также не изъявил желания применять:
•\tпятую статью «Применение методов устранения двойного налогообложения»;
•\tодиннадцатую статью «Применение налоговых соглашений в целях ограничения прав Стороны в отношении налогообложения своих резидентов»;
•\tт.е. в соглашениях с Казахстаном соответствующих положений не будет.
В итоге, применение MLI зависит от оговорок и уведомлений, сделанных обеими юрисдикциями-сторонами DTA. На официальном сайте OECD имеется интерактивная бета-версия базы данных на проверку соответствия MLI для различных стран.
Конечно, не исключены изменения и по совпадениям, и по дальнейшему развитию положений MLI: они могут быть модифицированы или дополнены протоколами, которыми, скорее всего, и будут вноситься необходимые корректировки с учетом практики применения конвенции, а также потенциальные дополнения, связанные с внедрением иных мер плана BEPS.
Когда изменения вступят в силу?
Первые изменения в охватываемые соглашения вступят в силу уже в начале 2019 года. Срок вступления в силу изменений связан с завершением процедуры ратификации в государствах, являющихся стороной налоговых соглашений, которые подпадают под действие MLI. Подписавшие стороны проинформируют OECD о завершении их процедур ратификации.
Следует отметить, что со стороны OECD также планируется мониторинг вводимых изменений в DTA. Согласно плану OECD, страны должны отчитываться о проделанной работе по вопросу изменения DTA, по крайней мере, в отношении норм «минимального стандарта», а такая проверка, со стороны OECD, уже осуществляется начиная с 2018 года. Процесс мониторинга будет исполняться на ежегодной основе, при этом предполагается публикация ежегодного отчета по вопросу введения норм (первый отчет планируется опубликовать в 2019 году) и в рамках указанной работы запланирован также анализ влияния вносимых посредством MLI изменений на каждый DTA.
При этом мониторинг будет реализовываться не только в отношении государств, присоединившихся к конвенции, но и других стран – посредством анализа положений DTA и выявления соответствия минимальному стандарту.
Что это значит для Вас?
Конвенция – это предельно гибкий инструмент, применение многих положений которого зависит от волеизъявления юрисдикций–сторон DTA. Для того, чтобы правильно применять положения DTA с учетом конвенции, налогоплательщикам необходимо обращаться к 4 документам:
•\tDTA
•\tMLI
•\tПозиция первой юрисдикции
•\tПозиция второй юрисдикции.
В будущем, юрисдикциями, чьи соглашения будут изменены конвенцией, могут разрабатываться консолидированные тексты для более комфортного их применения.
В свою очередь, OECD, предвидя рост аналитической нагрузки, также разрабатывает и публикует на своем официальном сайте руководства и инструментарий по применению MLI. Кроме того, имеется отдельная пояснительная записка, которая описывает механизм действия конвенции и может помочь в вопросах толкования отдельных норм.
А на данный момент, мы рекомендуем компаниям приступить к тщательному анализу влияния MLI именно на Ваши имеющиеся и планируемые процессы и структуры с учетом экономического содержания. Не стоит рассчитывать на формальные признаки, позволяющие избежать налогообложения: новые инструменты против BEPS позволят налоговым органам легко определять наличие именно экономического содержания структуры, независимо от ее формальных характеристик.
Поэтому, даже до официального вступления конвенции в силу и до изменения соответствующих положений DTA, всем налогоплательщикам уже сейчас следует принимать во внимание нормы MLI при структурировании бизнеса для исключения или хотя бы снижения риска возникновения претензий налоговых органов.
Мы, со своей стороны, будем рады оказать нашим клиентам всестороннее содействие по описанным выше вопросам и провести анализ возможных рисков, связанных с ратификацией MLI и применением иных инструментов BEPS, а также предоставить рекомендации по избеганию или минимизации таких рисков.