Новый кодекс о недрах Казахстана и углеводороды: о чём говорит практика. Кейс 2

Настоящая заметка выпущена в рамках серии публикаций, посвященной практическим вопросам применения нового Кодекса о недрах Казахстана. В рамках настоящей публикации мы хотели бы обратить внимание читателей на статью 113 Кодекса, затрагивающую вопросы увеличения участка недр, которая применима в отношении всех недропользователей, включая тех, чьи контракты были заключены до введения Кодекса в действие летом 2018 года.

Статья 113 Кодекса закрепляет, что увеличение участка недр по контракту на разведку и добычу или добычу углеводородов производится по заявлению недропользователя при одновременном соблюдении следующих условий:

1) обнаружена залежь (совокупность залежей), предполагаемые контуры которой выходят за границы участка недр;

2) запрашиваемый участок недр свободен от недропользования по углеводородам;

3) участок недр запрашивается блоками, в пределах которых располагаются предполагаемые контуры обнаруженной залежи (совокупности залежей);

4) отсутствуют не устраненные нарушения обязательств по контракту на недропользование, указанные в уведомлении компетентного органа.

На первый взгляд, вышеуказанные требования могут показаться достаточно общими и логичными. Однако мы на практике столкнулись с ситуацией, когда у недропользователя было несколько контрактов на недропользование в рамках одного большого участка недр. Соответственно, когда возник вопрос необходимости увеличения участка недр по одному из контрактов, недропользователь озадачился формулировкой пункта 2) выше, требующей, чтобы запрашиваемый участок недр был свободен от недропользования по углеводородам. В нашем случае запрашиваемый участок для увеличения принадлежал самому недропользователю, которому было необходимо увеличить участок недр по одному из его других контрактов.

Необходимо отметить, что в данном случае отсутствует четкость в требовании законодателя – что именно хотел сказать законодатель, требуя обеспечить свободу запрашиваемого участка от недропользования? От недропользования третьими лицами или в целом от недропользования всеми недропользователями, включая самого заявителя? Нужно признаться, что с учетом заявленных целей Кодекса о недрах в части повышения инвестиционной привлекательности и облегчения, упрощения процедур по осуществлению операций по недропользованию, требование обеспечить свободу запрашиваемого участка от недропользования в буквальном смысле выглядит не совсем уместным. Мы понимаем, что аналогичных ситуаций на практике может возникнуть множество, соответственно, данный пункт статьи 113 Кодекса о недрах требует отдельного официального разъяснения.